В создании благоприятных предпосылок для достижения стратегических целей предприятия приоритетное значение приобретает понимание руководителями роли корпоративной культуры. Корпоративная культура — это набор ценностей и принципов, которые разделяются большинством сотрудников и определяют их поведение по отношению к самому предприятию, клиентам, поставщикам и коллегам. Корпоративная культура может рассматриваться так же как система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данному предприятию, таких, которые отражают ее индивидуальность, и восприятие себя и других в социальной и вещественной средах проявляется в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях радикальных социально-экономических преобразований в России корпоративная культура стала значимым фактором, влияющим на эффективность и конкурентоспособность предприятий. Зарубежными исследователями установлено, что процветающие предприятия характеризуются высоким уровнем развития корпоративной культуры.
Современными российскими учеными этот факт признается, ими делаются определенные шаги применения и адаптации методик диагностики зарубежных авторов. Умение анализировать и оценивать корпоративную культуру способствует принятию управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.
Каждое предприятие должно формировать свою систему корпоративной культуры, чтобы достичь намеченных текущих и стратегических целей. Эта система должна состоять из определенных ценностей и быть воспринята для понимания со стороны менеджеров и рядового персонала предприятия. Именно поэтому корпоративная культура формируется, становится своеобразной визитной карточкой предприятия. На предприятии корпоративная культура создает особую внутреннюю атмосферу, которая побуждает людей к выполнению порученных им задач и миссии: повышаются качество и интенсивность работы каждого работника, сводятся к минимуму трудовые конфликты.