По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.02 DOI:10.33920/nik-02-2502-04

Развитие и перспективы исследований идентичности личности студента на кафедре общей, социальной психологии и истории психологии МосГУ

Колиниченко Ирина Александровна кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет, 355040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149, Эл. адрес: rector@kubgu.ru

Поскольку жизнестойкость поколений связана с сохранением и развитием идентичности личности, персональная способность личности к саморазвитию носит преобразующий характер, стимулирует жизненные ресурсы, что, в свою очередь, служит залогом безопасности личности в профессии и в жизни. Предметом исследования выступила идентичность личности студента экономического профиля подготовки как субъекта образования и социального развития. Показана взаимосвязь персональных концепций безопасности студентов с общей и профессиональной категориями идентичности личности. Ассоциативный эксперимент выявил: у студентов с профессиональной категорией идентичности выражены субъектные характеристики, служащие залогом безопасности. Студенты уверены, что можно влиять на безопасность в жизни, опираясь на свои личные характеристики. Будущая профессия станет безопасной при условии проявления субъектами высокого мастерства, движения вперёд, непрерывного развития, уверенности в будущем.

Литература:

1. Анцыферова, Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. — 1982. — Т.2. — № 2. — С. 8–18.

2. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика: Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. — 694 с.

3. Симонова О.А. Кризис идентичности в автобиографической перспективе // Личность. Культура. Общество. — 2008. — Т. 10. — № 1(40). — С. 73–89.

4. Тылец В.Г, Краснянская, Т.М, Колиниченко, И.А. Персональные концепции безопасности студентов экономического профиля: содержание и связь с идентичностью // Психологические исследования. — 2023. — Т. 16. — № 89, 3. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.54359/ps.v16i89.1387 (дата обращения 26.08.2023).

5. Улыбина, Е.В. Неизменность как характеристика идентичности футбольных фанатов // Психологические исследования: электронный научный журнал. — 2012. — Т. 5. — № 23. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2012v5n23/682-ulybina23.html (дата обращения 26.08.2023).

6. Харламенкова, Н.Е., Журавлев, А.Л. Психология личности в трудах Л.И. Анциферовой и современные представления о личностном развитии и посттравматическом росте // История мировой и отечественной психологической мысли: судьбы учёных, динамика идей, содержание концепций. Материалы всероссийской конференции по истории психологии «VI Московские встречи», 30 июня-02 июля 2016 г./ Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. — С. 369–378.

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис = Identity: Youth and Crisis: перевод с английского: учебное пособие: пер. с англ. / Э. Эриксон. 2-е издание. Москва: Флинта: Прогресс: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 352 с.

8. Baumeister R. Identity: Cultural Change and the Struggle for Self. NY: Oxford Univ. Press, 1986. — 280 p.

9. Меаd G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1963. — P. 196.

10. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior. In: S. Worchel, W.G. Austin (Eds.) // Psychology of intergroup relations. Chicago. Nelson Hall, 1986. [Электронный ресурс]. URL: https://www.demenzemedicinagenerale.net/ images/mens-sana/Tajfel_e_Turner__Social_Identity_Theory.pdf (дата обращения 26.08.2023).

11. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Devel. Psychol. — 1982. — Vol. 18. — No. 3. — P. 341–358.

12. Yzerbyt V. The dimensional compensation model: Reality and strategic constraints on warmth and competence in intergroup perceptions. In Agency and communion in social psychology, 2018. — Pp. 126–141.

1. Antsyferova, L.I. On the dynamic approach to the psychological study of personality // Psychological journal. — 1982. — Vol. 2. — No. 2. — P. 8–18.

2. Ilyinsky, I.M. Youth and youth policy: Philosophy. History. Theory. Moscow: Golos, 2001. — 694 p.

3. Simonova, O.A. Identity crisis in autobiographical perspective // Personality. Culture. Society. — 2008. — Vol. 10. — No. 1 (40). — P. 73–89.

4. Tylets, V.G., Krasnyanskaya, T.M., Kolinichenko, I.A. Personal security concepts of students majoring in economics: content and connection with identity // Psychological studies. — 2023. — Vol. 16. — No. 89, 3. [Electronic resource]. URL: https://doi. org/10.54359/ps.v16i89.1387 (date of access 08/26/2023).

5. Ulybina, E.V. Constancy as a characteristic of football fans' identity // Psychological research: electronic scientific journal. — 2012. — Vol. 5. — No. 23. [Electronic resource]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n23/682-ulybina23.html (date of access 08/26/2023).

6. Kharlamenkova, N.E., Zhuravlev, A.L. Psychology of personality in the works of L.I. Antsiferova and modern ideas about personal development and post-traumatic growth // History of world and domestic psychological thought: the fate of scientists, the dynamics of ideas, the content of concepts. Proceedings of the All-Russian Conference on the History of Psychology "VI Moscow Meetings", June 30 — July 2, 2016 / Ed. A.L. Zhuravlev, V.A. Koltsova, Yu.N. Oleinik. Moscow: Publishing house "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2016. - P. 369-378.

7. Erikson E. Identity: Youth and Crisis = Identity: Youth and Crisis: translation from English: study guide: trans. from English / E. Erikson. 2nd edition. Moscow: Flinta: Progress: Moscow Psychological and Social Institute, 2006. — 352 p.

8. Baumeister R. Identity: Cultural Change and the Struggle for Self. NY: Oxford Univ. Press, 1986. — 280 p.

9. Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1963. — P. 196.

10. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior. In: S. Worchel, W.G. Austin (Eds.) // Psychology of intergroup relations. Chicago. Nelson Hall, 1986. [Electronic resource]. URL: https://www.demenzemedicinagenerale.net/images/ mens-sana/Tajfel_e_Turner__Social_Identity_Theory.pdf (accessed 08/26/2023).

11. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Devel. Psychol. — 1982. — Vol. 18. — No. 3. — P. 341–358.

12. Yzerbyt V. The dimensional compensation model: Reality and strategic constraints on warmth and competence in intergroup perceptions. In Agency and communication in social psychology, 2018. — Pp. 126–141.

Жизнестойкость поколений связана с сохранением, поддержкой и развитием ими своей идентичности. Именно развитие носит преобразующий характер, поскольку не только стимулирует процесс адаптации личности к условиям жизнедеятельности, но и позволяет выйти за границы обычного приспособления, дает возможность личности реализовывать роль направляющего в своем социальном окружении, заставляя других целенаправленно и поступательно двигаться. Персональная способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию, ее системная целостность в формировании социальных отношений, как важные характеристики развивающейся личности, позволяют понять: движение, развитие человека и его социального окружения стимулируют личностные ресурсы жизнестойкости.

Это прослеживается в творчестве И.М. Ильинского [2], Л.И. Анциферовой [1], об этом писали и другие ученые. Например, Н.Е. Харламенкова, А.Л. Журавлев, анализируя высказывания об активной, деятельной личности в динамическом подходе Л.И. Анцыферовой, подчеркивали связь устойчивости личности с ее изменением, движением, ростом и развитием [6, c. 369].

Активность есть способ поддержания личностью своей жизнедеятельности, а активность многих в итоге формирует их стойкую включенность и решение жизненных ситуаций поколений, повышая успешность деятельности. И.М. Ильинский в одном из положений концепции писал, что молодежь становится субъектом в результате самоидентификации, осознания собственных интересов и роста самоорганизованности [2].

В свое время Э. Эриксон изучал включение эгоидентичности в социальный процесс, приравнивая психосоциальную идентичность к самотождественности личности [7]. Исторически концепция социальной идентичности опирается на идеи З. Фрейда, как основателя психоаналитической традиции. Однако Э. Эриксон рассматривал развитие идентичности в зависимости от социального контекста общества, в котором индивид существует, живет, общается с другими. Идентичность, таким образом, сопряжена с образом мира, разделяемым во взаимодействии с другими людьми.

Для Цитирования:
Колиниченко Ирина Александровна, Развитие и перспективы исследований идентичности личности студента на кафедре общей, социальной психологии и истории психологии МосГУ. Ученый совет. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: