Жизнестойкость поколений связана с сохранением, поддержкой и развитием ими своей идентичности. Именно развитие носит преобразующий характер, поскольку не только стимулирует процесс адаптации личности к условиям жизнедеятельности, но и позволяет выйти за границы обычного приспособления, дает возможность личности реализовывать роль направляющего в своем социальном окружении, заставляя других целенаправленно и поступательно двигаться. Персональная способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию, ее системная целостность в формировании социальных отношений, как важные характеристики развивающейся личности, позволяют понять: движение, развитие человека и его социального окружения стимулируют личностные ресурсы жизнестойкости.
Это прослеживается в творчестве И.М. Ильинского [2], Л.И. Анциферовой [1], об этом писали и другие ученые. Например, Н.Е. Харламенкова, А.Л. Журавлев, анализируя высказывания об активной, деятельной личности в динамическом подходе Л.И. Анцыферовой, подчеркивали связь устойчивости личности с ее изменением, движением, ростом и развитием [6, c. 369].
Активность есть способ поддержания личностью своей жизнедеятельности, а активность многих в итоге формирует их стойкую включенность и решение жизненных ситуаций поколений, повышая успешность деятельности. И.М. Ильинский в одном из положений концепции писал, что молодежь становится субъектом в результате самоидентификации, осознания собственных интересов и роста самоорганизованности [2].
В свое время Э. Эриксон изучал включение эгоидентичности в социальный процесс, приравнивая психосоциальную идентичность к самотождественности личности [7]. Исторически концепция социальной идентичности опирается на идеи З. Фрейда, как основателя психоаналитической традиции. Однако Э. Эриксон рассматривал развитие идентичности в зависимости от социального контекста общества, в котором индивид существует, живет, общается с другими. Идентичность, таким образом, сопряжена с образом мира, разделяемым во взаимодействии с другими людьми.