По данным Всемирной организации здравоохранения, в среднем страны по всему миру тратят до 6,7% ВВП на развитие системы здравоохранения [9]. Отдельные страны-лидеры тратят гораздо больше: в 2015 году Швейцария потратила 12%, США — почти 17%, а Маршалловы острова — более 22% ВВП. Российская Федерация не находится среди лидеров, отпуская на поддержку и развитие здравоохранения около 4% ВВП. Оценка Министерства финансов Российской Федерации еще менее оптимистична — с 2010 года доля расходов России на здравоохранение не превышала 3,69% (рис. 1).
Согласно приведенным данным, даже относительно небольшие расходы в 3,2% от ВВП в 2018 году составили 3,3 трлн руб. в абсолютных значениях. В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, охраняющим здоровье своих граждан. Из этого следует, что обозначенные средства должны распределяться наиболее эффективным образом, так, чтобы сделать здоровыми наибольшее число граждан.
Функции по распределению средств, контролю и регулированию сферы здравоохранения в России в разной мере выполняют Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и др.
Большое число органов, занимающихся финансовым контролем сферы здравоохранения, объясняется сложной структурой данной сферы в России. В настоящий момент модель финансирования сферы здравоохранения в России можно описать как бюджетно-страховую. Со стороны государства отрасль финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Также дополнительное финансирование отрасль получает из платежей по системе обязательного медицинского страхования (далее — ОМС). Небольшую долю составляют платежи по ДМС — добровольному медицинскому страхованию.
В зависимости от типа классификации выделяются различные виды финансового контроля в сфере здравоохранения. Так, например, при использовании классификации в зависимости от этапа реализации государственных программ по развитию сферы здравоохранения выделяют предварительный, текущий и последующий этапы финансового контроля. Особое внимание при проведении процедуры государственного финансового контроля уделяется этапу ведомственного контроля, который является разновидностью внутреннего финансового контроля.