По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Развитие государственного и частного секторов высшего образования в Японии

В.И. Степанов НЧОУ ВО «Алтайский экономико-юридический институт», Барнаул
Н.В. Степанова АО Научно-производственная фирма «Информационные технологии», Москва
И.В. Соколова ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», Краснодар

Сфера высшего образования во всех развитых странах является разнообразной как по своим программам, так и по источникам финансирования. Как и в большинстве стран мира, в японской образовательной системе преобладает государственный сектор, объединяющий лучшие вузы. В высших учебных заведениях государственного сектора работают высококвалифицированные преподаватели, которые, кроме учебной работы, проводят глубокие научные исследования. Япония оказывает серьезное политическое, экономическое влияние на формирование ценностных ориентаций будущих поколений. Она запустила новую стратегию по созданию университетов мирового класса. Для этого правительство выбрало 6 из 86 имеющихся в стране национальных университетов и объявило их специализированными национальными университетами. В стране частный сектор высшего образования превосходит по размеру государственный. Однако качественные оценки говорят о том, что роль безусловного лидера принадлежит государственным учебным заведениям. В статье на примере таких университетов мирового уровня, как Токийский университет, Университет гигиены труда и окружающей среды, Университет Васэда, Университет Кейо, Токийский университет науки, представлены сравнительный анализ и основные характеристики образовательных практик передовых государственных и частных вузов Японии для формирования социального капитала.

Литература:

1. Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В., Шугал Н.Б. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник. М.: Нац. исслед. унт «Высшая школа экономики», 2020.

2. Йонедзава А. Япония: университеты мирового класса для социальных инноваций // Международное высшее образование. Русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США). 2019. № 96.

3. Лебедева И.П. Японский рынок труда в XXI веке. М.: Издательство Института востоковедения, 2019.

4. Белов А.В., Золотов А.В. Экономические аспекты деятельности университетов в Японии // Вопросы образования. 2014. № 3.

5. Вахштайн В.С. Система высшего образования в Японии // Вестник Российской Академии Наук. 2007. Т. 77. № 3.

6. Йонедзава А. Гуманитарные и социальные науки в эру STEM: проблемы японцев как языкового меньшинства // Международное высшее образование. Русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США). 2017. № 88.

7. Academic Ranking of World Universities 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shanghairanking.com/ rankings/arwu/2022.

8. Соколова И.В., Сергеев А.Э. Обучение творчеству в разных формах // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: https://scienceeducation. ru/ru/article/ view?id=27904.

Япония — островное государство, расположенное в Восточной Азии. Японский архипелаг раздроблен и состоит из 6852 островов. Площадь четырех самых крупных островов — Хонсю, Кюсю, Хоккайдо и Сикоку — составляет 95% от размера архипелага, потому японцы называют эти острова большой землей. Правильное название страны — Нихон, которое переводится как «Страна восходящего солнца».

Проблема качества образования является очень актуальной практически для всех государств мира. При высоком уровне образования развивается экономика на основе новых технологий и инноваций. Несмотря на то что до VIII столетия образование в Японии строилось по образцам образования Китая и Кореи, сегодня оно имеет ярко выраженную национальную особенность. После Второй мировой войны разрушенной стране удалось сохранить свою уникальность, национальную самобытность и многовековые традиции, не отказавшись при этом от использования западных технологий и научных открытий, рыночных устоев экономики, так страна стала высокоразвитым государством. Это обстоятельство позволяет привлекать значительное количество иностранных студентов, ведущих ученых и специалистов.

В настоящее время в Японии проводится политика, направленная на поощрение практического профессионального образования путем создания университетов и колледжей нового типа. Этот процесс, начавшийся с апреля 2019 г., расширяет возможности перехода выпускников средних профессиональных учебных заведений в высшие учебные заведения. Рост университетов в основном происходит за счет придания университетского статуса колледжам.

Цель исследования — изучение и анализ государственного и частного секторов высшего образования вузов Японии.

В работе использованы официальные сайты ведущих государственных и частных университетов Японии: Токийского университета, Университета гигиены труда и окружающей среды, Университета Васэда, Университета Кейо, Токийского университета науки и др. В исследовании проведен сравнительный анализ образовательных практик ведущих государственных и частных университетов Японии.

Для Цитирования:
В.И. Степанов, Н.В. Степанова, И.В. Соколова, Развитие государственного и частного секторов высшего образования в Японии. Юрист ВУЗа. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: