В настоящее время рынок труда в России представляет собой сложный институциональный механизм, который направлен, с одной стороны, на нивелирование последствий возможных спадов в экономике, с другой стороны, на обеспечение занятости населения, при этом оказывая трансформационное влияние на такие социоэкономические параметры, как производительность труда, темпы роста, экономическая эффективность, качество и уровень жизни населения и пр. В связи с повышением инновационной активности во всех сферах экономики необходимо регулирование рынка труда, так как появляются новые модели организации труда и обеспечения занятости. Вместе с тем для повышения инновационной активности характерен резкий рост значения интеллектуального труда в связи с повышением сложности и информатизации производства [1, с. 16].
На сегодняшний день мировая экономика находится в начале шестого «кондратьевского» цикла, так называемого шестого технологического уклада, который характеризуется развитием и применением наукоемких технологий (био- и нанотехнологии, биоинженерия, квантовые технологии, термоядерная энергетика и пр.), интеграция которых позволит обеспечить новый уровень в системах управления государством и социоэкономическим развитием. Стоит согласиться с ученым С.Ю. Глазьевым, что дисбаланс на рынке труда резко обостряется в период смены технологических укладов [2].
Внедрение и использование новейших технико-технологических инструментов приводит к «активизации инвестиционного мирового развития в мировом масштабе и росту мирового труда».
С точки зрения экономического развития основополагающими критериями развития экономики выступают именно человеческий капитал и создаваемые им новации и инновации. Поэтому трансформации в современном обществе формируют новые предпосылки в управлении занятостью населения. В условиях взаимодействия многих факторов: постиндустриальных технико-технологических и глобализационных, появляются новые, более гибкие нестандартные формы занятости.