Системный подход к улучшению организации труда и производства в пространстве и времени на промышленных предприятиях заключается в широком использовании известных теоретических положений и практических достижений и выработке новых научных принципов управления человеческой деятельностью, учитывающих совместные интересы работников и работодателей. Основными составляющими системы механизмов научного управления производственной деятельностью на любых промышленных предприятиях должны стать названные Фредериком Тейлором четыре великих и главных принципов нормальной организации производства [1, с. 266]:
• выработка истинных научных основ технологии и организации производства, заменяющих старые традиционные формы и методы работы во всех различных видах труда на предприятии;
• научный и тщательный подбор рабочих, предусматривающий непрерывное производственное обучение и развитие профессиональных навыков каждого отдельного исполнителя до высокого уровня квалификации;
• равномерное распределение трудовых обязанностей и выполняемых функций между различными категориями персонала, разделяющих ответственность между руководителями и исполнителями всех работ;
• тесное дружественное сотрудничество администрации с рабочими в достижении необходимого развития всех подразделений предприятия, соответствующих основным научным принципам организации и управления производством.
Многие из этих общесистемных научных принципов и практических требований к совершенствованию организации и управления производством, разработанных и апробированных на американских фирмах в течение столетнего периода, являются до настоящего времени весьма актуальными и потому широко применимыми в современной российской практике хозяйствования. Однако зарубежный передовой опыт организации машиностроительного производства в пространстве и времени будет далеко не полным без учета практики внедрения американского поточного и японского бережливого производства.
Впервые поточная линия массовой сборки автомобилей была спроектирована и внедрена в самом начале ХХ века крупным американским промышленником и организатором производства Генри Фордом. Он весьма успешно соединил свою новую конвейерную систему изготовления легковых автомобилей с уже известной системой научной организации производства Тейлора Ф., предусматривающей разделение всего производственного процесса на сборочные операции и их закрепление за отдельными рабочими. По старой американской системе один рабочий собирал полностью весь автомобиль: приносил на рабочее место детали и инструмент, производил подгонку и сборку деталей, проверял свою работу и устранял все выявленные неполадки, а также ремонтировал оборудование и приспособления.