Статья поступила 22.11.2016 г.
За последние 25 лет отечественная образовательная парадигма претерпела кардинальные преобразования. Прежде всего, это связано с пересмотром целей и ценностей образования, изменением взглядов на «географию» пространства образования и образовательную среду. В центре педагогического внимания оказываются процессы подготовки конкурентоспособных и высококлассных специалистов, обладающих высокой степенью креативности, иными словами того, что современная философия образования трактует как уход от ориентации на узкую профессионализацию в пользу универсализации образования.
Если острием традиционной модели образования является освоение комплекса научных знаний во всей их полноте, приоритет информирования, то и вся дидактическая и методическая системы ориентированы на совершенствование частных методик, позволяющих транслировать с максимальной эффективностью предметное содержание. Адекватным типом образования становится аудиторный, идеально соответствующий задачам информирования [2].
Аудиторный тип образования сформировался в начале Нового времени в традиционной образовательной модели. Семантика термина отчетливо дает понять основные смыслы аудиторной деятельности. Термин аудиторное происходит от лат. «audire» — «слушать», «auditor» — «слушающий», «auditorium» — «комната для слушания». Суть аудиторного метода — слушание, запоминание, воспроизведение готовой информации и работа с ней. Огромные пласты науки, культуры, искусства предстают перед обучающимися не как бесконечный поиск, который полон открытий, ошибок, разочарований, сомнений, а как набор готовых истин. Адаптированный усилиями комментаторов, интерпретаторов и популяризаторов, он превращается в краткое упоминание в учебнике. Знания в этой системе не то, что необходимо самостоятельно «добыть» в процессе исследовательской деятельности, когда студент «набивает шишки», пытаясь совершить «открытие», а то, что предъявляется как пересказ, вербальное объяснение для последующего заучивания. В этой модели содержание образования и сам процесс, чаще всего, сводятся к запоминанию готовых ответов на вопросы, заданные другими. Приоритет отдается работе с «чужими текстами».