По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.147

Развитие через искусство: специфика организации исследовательской деятельности студентов художественного вуза

Ванюшкина Любовь Максимовна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, E-mail: lm31551@ya.ru
Тихомиров Сергей Александрович ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А, E-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru

В статье рассматривается проблема активизации творческого потенциала студентов художественного вуза, подходы к разработке новых форм организации внеаудиторного образования, самостоятельной исследовательской деятельности студентов. Статья открывает серию публикаций учебных материалов «История искусств в образах, фактах, вопросах», адресованных студентам художественных вузов.

Литература:

1. Андреев А.Л. Культурные предпочтения современного российского студенчества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2008. — № 2(86). — С. 107–117.

2. Ванюшкина Л.М. Внеаудиторное образование — путь в новое образовательное пространство. — СПб.: СПб АППО, 2003. — 223 с.

3. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Образование в пространстве культуры. — СПб.: СПб АППО, 2012. — 176 с.

4. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (уровень бакалавриата). [Электронный документ.] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193768/ (дата обращения — 19.11.2016).

Статья поступила 22.11.2016 г.

За последние 25 лет отечественная образовательная парадигма претерпела кардинальные преобразования. Прежде всего, это связано с пересмотром целей и ценностей образования, изменением взглядов на «географию» пространства образования и образовательную среду. В центре педагогического внимания оказываются процессы подготовки конкурентоспособных и высококлассных специалистов, обладающих высокой степенью креативности, иными словами того, что современная философия образования трактует как уход от ориентации на узкую профессионализацию в пользу универсализации образования.

Если острием традиционной модели образования является освоение комплекса научных знаний во всей их полноте, приоритет информирования, то и вся дидактическая и методическая системы ориентированы на совершенствование частных методик, позволяющих транслировать с максимальной эффективностью предметное содержание. Адекватным типом образования становится аудиторный, идеально соответствующий задачам информирования [2].

Аудиторный тип образования сформировался в начале Нового времени в традиционной образовательной модели. Семантика термина отчетливо дает понять основные смыслы аудиторной деятельности. Термин аудиторное происходит от лат. «audire» — «слушать», «auditor» — «слушающий», «auditorium» — «комната для слушания». Суть аудиторного метода — слушание, запоминание, воспроизведение готовой информации и работа с ней. Огромные пласты науки, культуры, искусства предстают перед обучающимися не как бесконечный поиск, который полон открытий, ошибок, разочарований, сомнений, а как набор готовых истин. Адаптированный усилиями комментаторов, интерпретаторов и популяризаторов, он превращается в краткое упоминание в учебнике. Знания в этой системе не то, что необходимо самостоятельно «добыть» в процессе исследовательской деятельности, когда студент «набивает шишки», пытаясь совершить «открытие», а то, что предъявляется как пересказ, вербальное объяснение для последующего заучивания. В этой модели содержание образования и сам процесс, чаще всего, сводятся к запоминанию готовых ответов на вопросы, заданные другими. Приоритет отдается работе с «чужими текстами».

Для Цитирования:
Ванюшкина Любовь Максимовна, Тихомиров Сергей Александрович, Развитие через искусство: специфика организации исследовательской деятельности студентов художественного вуза. Вопросы культурологии. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: