После экономических санкций со стороны коллективной Европы, США и примкнувшим к ним стран с многочисленными запретами, в том числе на заходы судов под российскими флагами в порты Европы, США и некоторых других стран, на пересечение границ российским и белорусским грузовым автотранспортом, на авиаперевозки через воздушное пространство, на запрет транспортировки контейнеров через крупнейшие европейские порты Роттердам, Антверпен, Гамбург, возникает вопрос, что мы везем в основном из Европы? Оказывается, в основном — это товары, произведенные в Южной, ЮгоВосточной Азии, а в обратном направлении — российские товары. И тут возникает вопрос, почему нельзя короче, например, через Иран? Почему МТК «Север — Юг» активно не используется?
Конечно, необходимы деньги и время, чтобы сделать коридор удобным и выгодным. Несмотря на санкции и экономические ограничения для развития МТК «Север –Юг» источники финансирования были определены, и у МТК появился новый шанс на его модернизацию и, как следствие, на увеличение объемов перевозимых грузов.
Идея соединить Север (Россию) и Юг (Страны Персидского залива) для доставки товаров из стран Южной, ЮгоВосточной Азии и Африки витала давно. В той или иной степени, это удавалось сделать, но в небольших объемах. В 1999 г. несколько транспортных компаний из Индии, Ирана, России пришли к соглашению о транспортировке контейнеров из Шри-Ланки в Россию через Индию, Иран и Каспийское море. Результат обнадеживал, и уже в 2000 г. на второй Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге Россия, Иран и Индия приняли межправительственное соглашение о создании коридора «Север — Юг» [1]. Запущен он был в мае 2002 г. Позже к нему присоединились еще несколько стран, среди которых Азербайджан, Казахстан и др. Маршрут функционирует как мультимодальный. В противовес маршруту из Индии по морю через Суэцкий канал вокруг Европы до СанктПетербурга длинной 16 тыс. км новый маршрут выглядел очень перспективным, длина его составляла чуть больше 7000 км. К тому же товары можно было сразу направлять в центральную часть России, Урал и западную Сибирь.