По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.893

Разрешение гендерных проблем в России 1890–1930-х годов. Учебно-методические материалы к курсу «Гендерные исследования»

Хлопонина Ольга Олеговна старший преподаватель кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», кандидат культурологии Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: hloponinaolga@gmail.com

Автор рассматривает гендерную проблематику в России 1890–1930-х годов как обладающую принципиальными различиями в рамках трех выделяемых периодов — 1890-х, 1920-х, 1930-х годов. Это позволяет автору сделать широкие обобщения относительно специфики социокультурной динамики, которая в различных концепциях получает разное толкование — как линейных, так и нелинейных. В статье на конкретных примерах рассматриваются различные подходы к социокультурной динамике, показаны их преимущества и недостатки, проанализировано содержание трех выделенных этапов развития в контексте гендерной проблематики. Материалы статьи могут быть использованы при подготовке курсов «Гендерные исследования», «История России», «История отечественной культуры».

Литература:

1. Аванесова A.A. Художественно-творческая деятельность как компонент социокультурной динамики: Дис. д-ра филос. наук: 17.00.08. — М., 1992.

2. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: в 2 т. — Новосибирск, 1997. — Т. 1.

3. Бердяев Н.А. Смысл Истории. Новое Средневековье. — М.: Канон +, 2002.

4. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени: Очерки социальной и культурной антропологии. — М.: Физкультура, образование и наука, 1997.

5. Гуревич П. Философия культуры. — М.: АО «Аспект — Пресс», 1994.

6. Декреты Октябрьской революции / Под ред. М.Д. Орахелашвили, В.Г. Сорина. — М.: Партийное изд-во, 1933.

7. Ионин Л.Г. Социология культуры. — М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2004.

8. Коллонтай А.М. Задачи отделов по работе среди женщин // Избранные статьи и речи. — М.: Политиздат, 1972. — С. 311.

9. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. — М.: Наука, 1994.

10. Костина А.В. Теоретические проблемы современной культурологии: Идеи, концепции, методы исследования. —2-е изд. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.

11. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. — СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. — С. 175.

12. Лотман Ю.М. Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПб., 2010.

13. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры // Б.А. Успенский. Избранные труды. — Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.

14. Малиновский Б. Динамика культуры. — М.: Росспэн, 2004.

15. Моль А. Социодинамика культуры. — М.: Прогресс, 1973.

16. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад. XVIII — начало XX века. — М.: Новый хронограф, 2009.

17. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М.: Академический проект, 2000.

18. Хренов H.A. Культура в эпоху социального хаоса. — М.: УРСС, 2002.

19. Шендрик А.И. Культура в мире: драма бытия. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007.

Говоря о социокультурном развитии в 1890–1930-е годы, прежде всего необходимо отметить, что понимание историко-культурного процесса возможно в рамках как линейной парадигмы, так и нелинейной. Трактовка истории как эволюционного развития, имеющего связный, недискретный, постоянный, континуальный характер, присуще многим авторам. Б. Малиновский определяет культурные изменения как «постоянно действующий фактор человеческой цивилизации; они происходят везде и во все времена. Они могут начаться под влиянием факторов и сил, внезапно появившихся внутри некоего сообщества, а могут происходить благодаря взаимодействию различных культур. В первом случае они принимают форму независимой эволюции; во втором они являют собой тот процесс, который в антропологии обычно именуется диффузией» [14, с. 18]. Идеи линейной эволюции, рассматривающие динамику культуры как процесс последовательных изменений от простого к сложному через сменяющие друг друга периоды дикости, варварства и цивилизации, характерны для культурной антропологии и находят свое последовательное отражение в трудах Э. Тейлора, Д. Фрэзера, Л. Моргана и других исследователей.

В рамках настоящей работы для нас значимы идеи К. Маркса в области развития эволюционных представлений, по мнению которого в основе развития культуры лежит экономическое начало, а человечество проходит последовательные этапы развития, основанные на диалектике производительных сил и производственных отношений. О непрерывном процессе культурных изменений пишет и Н.А. Бердяев: «В истории, как и в природе, существует ритм, ритмическая смена эпох и периодов, смена типов культуры, приливы и отливы, подъемы и спуски» [3, c. 222].

Закономерности функционирования и динамики культурного пространства рассматривались различными исследователями в рамках историко-культурологических работ общенаучного характера, среди которых мы обращались к трудам Г.А. Аванесовой, И.М. Быховской, П.С. Гуревича, Л.Г. Ионина, А.В. Костиной, Н.А. Хренова, А.Я. Флиера и др. [1; 4; 5; 7; 10; 18].

Для Цитирования:
Хлопонина Ольга Олеговна, Разрешение гендерных проблем в России 1890–1930-х годов. Учебно-методические материалы к курсу «Гендерные исследования». Ученый совет. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: