Говоря о социокультурном развитии в 1890–1930-е годы, прежде всего необходимо отметить, что понимание историко-культурного процесса возможно в рамках как линейной парадигмы, так и нелинейной. Трактовка истории как эволюционного развития, имеющего связный, недискретный, постоянный, континуальный характер, присуще многим авторам. Б. Малиновский определяет культурные изменения как «постоянно действующий фактор человеческой цивилизации; они происходят везде и во все времена. Они могут начаться под влиянием факторов и сил, внезапно появившихся внутри некоего сообщества, а могут происходить благодаря взаимодействию различных культур. В первом случае они принимают форму независимой эволюции; во втором они являют собой тот процесс, который в антропологии обычно именуется диффузией» [14, с. 18]. Идеи линейной эволюции, рассматривающие динамику культуры как процесс последовательных изменений от простого к сложному через сменяющие друг друга периоды дикости, варварства и цивилизации, характерны для культурной антропологии и находят свое последовательное отражение в трудах Э. Тейлора, Д. Фрэзера, Л. Моргана и других исследователей.
В рамках настоящей работы для нас значимы идеи К. Маркса в области развития эволюционных представлений, по мнению которого в основе развития культуры лежит экономическое начало, а человечество проходит последовательные этапы развития, основанные на диалектике производительных сил и производственных отношений. О непрерывном процессе культурных изменений пишет и Н.А. Бердяев: «В истории, как и в природе, существует ритм, ритмическая смена эпох и периодов, смена типов культуры, приливы и отливы, подъемы и спуски» [3, c. 222].
Закономерности функционирования и динамики культурного пространства рассматривались различными исследователями в рамках историко-культурологических работ общенаучного характера, среди которых мы обращались к трудам Г.А. Аванесовой, И.М. Быховской, П.С. Гуревича, Л.Г. Ионина, А.В. Костиной, Н.А. Хренова, А.Я. Флиера и др. [1; 4; 5; 7; 10; 18].