По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.436

Разработка структуры аппаратно-программной платформы сбора и обработки эксплуатационных данных сельскохозяйственной техники

Сергеев Н. Н. вед. науч. сотр. Тел.: 8 (4912) 44-76-23. Е-mail: serg_nnr@bk.ru. Рязанское отделение ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ»
Зуб Д. В. мл. науч. сотр. Тел.: 8 (4912) 44-76-23. Е-mail: dima31@bk.ru. Рязанское отделение ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ»

В статье рассматривается разработка оптимальной структуры аппаратно-программной платформы сбора и обработки эксплуатационных данных сельскохозяйственной техники. Разработанная структура аппаратно-программной платформы сбора и обработки эксплуатационных данных сельскохозяйственной техники позволяет осуществлять индивидуальный дистанционный мониторинг в реальном масштабе времени технического состояния силовых агрегатов почвообрабатывающих машин в целях обеспечения соблюдения технических, технологических и эксплуатационных параметров их работы, своевременного профилактического обслуживания, оптимизации расхода топлива и производительности, а также удаленной технической диагностики специализированными сервисными службами.

Литература:

1. ГОСТ Р ИСО 8482-93. Системы обработки информации. Передача данных. Многопунктовые соединения на витых парах. — М.: Изда-тво стандартов, 1993.

2. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 гг. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996.

3. Петрищев Н. А., Саяпин А. С., Поспелов А. Р. Использование цифровых технологий для контроля качества и условий эксплуатации имеющегося парка МЭС // Технический сервис машин. — 2019. — № 1. — С. 83–90.

4. Методы анализа и синтеза структур управляющих систем / Под ред. Б. Г. Волика. — М.: Энергоатомиздат, 1988. — 279 с.

5. Петров Б. Н., Портнов-Соколов Ю. П., Андриенко А. Я., Иванов В. П. Проблемы гибкости и надежности управления в теории бортовых терминальных систем // Автоматика и телемеханика. — 1981. — № 2. — С. 5–24.

6. Андриенко А. Я., Иванов В. П., Петров Б. Н., Портнов-Соколов Ю. П. Проблемы гибкости и надежности управления в теории бортовых терминальных систем // Автоматика и телемеханика. — 1981. — № 2. — С. 15–24.

7. Аоки М. Введение в методы оптимизации. — М.: Наука, 1977. — 344 с.

8. Волик Б. Г., Рябинин И. А. Эффективность, надежность и живучесть управляющих систем // Автоматика и телемеханика. — 1984. — № 2. — С. 151–160.

Цель исследования — разработать структуру универсальной аппаратно-программной платформы для индивидуального дистанционного мониторинга машин в целях обеспечения соблюдения технических, технологических и эксплуатационных параметров их работы, своевременного профилактического обслуживания, оптимизации расхода топлива и производительности, а также удаленной технической диагностики специализированными сервисными службами.

При разработке структуры аппаратно-программной платформы сбора и обработки эксплуатационных данных сельскохозяйственной техники применялись различные методы и методики, в том числе системного анализа. Выбор элементно-конструктивной базы аппаратно-программной платформы основан на анализе технических характеристик современных образцов микропроцессорной техники.

Одним из направлений цифровизации сельского хозяйства является мобильный мониторинг в реальном масштабе времени технического состояния силовых агрегатов почвообрабатывающих машин и соблюдения ими технологических режимов обработки почвы [2, 3].

Система функционально должна состоять из следующих основных компонентов:

  • средств измерения и средств снятия информации со штатных бортовых средств измерения мобильных энергетических средств (далее — Ми средств удаленного управления;
  • программного обеспечения и системы хранения, обработки и контролируемого использования дистанционно получаемых данных;
  • единого удаленного сервера диспетчерской службы с приемником данных по каналам беспроводной связи [6].

Система должна обеспечивать выполнение следующих функций:

  • дистанционный сбор данных о работе МЭС, включая работу навесных агрегатов;
  • сбор данных о передвижении МЭС (привязанная к картам местности траектория движения с указанием времени, скорости движения, простоев);
  • оперативное и архивное картирование выполненных технологических операций и их результатов (обработки площадей, урожайности, внесения удобрений и т. п.);
  • обратную связь с оборудованием системы, установленным на МЭС, с возможностью дистанционного управления отдельными функциями;
  • верификацию и разграничение полномочий в системе водителя (оператоМЭС, диспетчера, пользователя данных, а также специалиста удаленной сервисной службы;
  • контроль за соблюдением эксплуатационных, технических, технологических и логистических параметров работы МЭС (включая навесное оборудовани индикацию (текстовую, световую, голосовпревышения критических значений таких параметров с оповещением всех (выбраннучастников работы системы;
  • возможность проведения инициативного удаленного технического осмотра и диагностики МЭС специалистами сервисной службы без остановки технологических операций, выполняемых МЭС.

Решение этой задачи требует разработки специальных методов диагностики и контроля, определения набора ключевых параметров, алгоритмов сбора и обработки необходимой информации. Одним из важнейших вопросов ее реализации является разработка аппаратно-программной платформы сбора и обработки эксплуатационных данных сельскохозяйственной техники, ее оптимальной структуры [4, 5].

Для Цитирования:
Сергеев Н. Н., Зуб Д. В., Разработка структуры аппаратно-программной платформы сбора и обработки эксплуатационных данных сельскохозяйственной техники. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: