В Российской Федерации большая часть населения проживает в городах, а доходы от операций на рынке недвижимости составляют значительную часть ВВП крупных городов, наиболее значимой информацией как для органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, проживающих в городах, являются сведения об объектах капитального строительства (зданиях, сооружениях и т. п.) в совокупности со сведениями о земельных участках, на которых они расположены.
Учитывая вышесказанное, выглядит вполне логичным постепенно перейти от мониторинга земель к мониторингу объектов недвижимости, включая объекты капитального строительства, помещения, машино-места, аналогично тому, как произошел в нашей стране переход от земельного кадастра, имевшего изначальное исключительно ведомственный, сельскохозяйственный характер, ко всеобъемлющему кадастру недвижимости. Стоит отметить, что рациональное расходование бюджетных средств, связанных с градостроительными, землеустроительными и иными мероприятиями, должно базироваться не только на тех данных об объектах недвижимости, которые представлены на момент осуществления их кадастрового учета и регистрации прав, но также и на текущий момент времени, в чем и должна заключаться одна из задач мониторинга объектов недвижимости [1, 2].
При осуществлении проектирования (моделирования) системы мониторинга объектов недвижимости (мониторинга ОН) важнейшей задачей является создание информационной модели данных, которые планируется получать в результате проведения соответствующих мониторинговых мероприятий. При осуществлении проектирования (моделирования) системы мониторинга объектов недвижимости (мониторинга ОН) важнейшей задачей является создание информационной модели данных, которые планируется получать в результате проведения соответствующих мониторинговых мероприятий.
Подготовка модели данных мониторинга ОН включает в себя следующую последовательность действий:
- Выяснение ведомственной принадлежности проектируемой системы мониторинга объектов недвижимости.
- Составление перечня данных, которые в настоящее время аккумулируются избранным ведомством.
- Вычленение из этого массива данных тех характеристик, которые могут стать базисными сведениями об объекте мониторинга ОН.
- Составление перечня показателей мониторинга ОН, опираясь на существующие методики и подходы в отношении мониторинга земель.
- Разработка методики осуществления мониторинга ОН.
- Выбор критериев и составление методики оценки состояния объектов недвижимости по результатам мониторинга ОН.
- Разработка общей схемы функционирования мониторинга ОН в виде компьютерной модели на основе показателей выработанных мониторинга ОН.
- Создание компьютерной модели данных мониторинга ОН, опираясь на общую схему его функционирования.
- Подготовка компьютерной модели метаданных мониторинга ОН.
Ниже мы продемонстрируем один из возможных вариантов реализации данного алгоритма, опустив некоторые этапы, реализация которых выходит за рамки данной статьи.