Важность научной проблемы заключается в том, что стимулирующие методы системы оплаты труда, используемые в условиях централизованной экономики, в основном основывалась на функциональном подходе к управлению. Это подтверждается тем, что в условиях командно-административной системы происходило рассогласование общественных интересов, поскольку в этом случае работник отдавал обществу намного больше, чем сам получал за свой труд. В результате этого снижалось качество труда, т. к. выпуск продукции был задействован на количественных показателях. Забота о повышении профессиональной квалификации не рассматривались, и уходила на второй план, поскольку потребительские свойства производимой продукции не имели для работников особого смысла, так как были не связаны с удовлетворением собственных потребностей. Но сегодня в нестабильных, быстроменяющихся условиях стало работать предприятию все сложнее, и повышать производительность труда персонала, и стимулировать его на достижение стратегических целей предприятия становится с каждым разом все труднее.
На наш взгляд, решение этой проблемы находится в области проведения исследования, направленного на совершенствование системы мотивации труда на предприятии [1].
Для того чтобы раскрыть современные тенденции развития производственной системы, рассмотрим предпосылки философии кайдзен. Рассматривая предпосылки философии кайдзен (непрерывное совершенствование), следует упомянуть источники, в которых раскрыты данные принципы кайдзен.
Непрерывное совершенствование — целевая задача бережливого производства. Японское слово «кайдзен» состоит из двух иероглифов, соответствующих русским словам «изменение» и «улучшение», то есть изменение к лучшему, или «совершенствование» [2].
Есть два уровня кайдзен. Первый уровень иногда называют точечным — это кайдзен-событие обычно возникает, когда менеджер из заводской службы проходит по цеху и замечает беспорядок на одном участке. Он находит мастера этого участка и обсуждает увиденное событие. Мастер получает совет и немедленно запускает процесс улучшения организации рабочих мест. Само по себе это очень хорошо, но следует быть осторожным, т. к. точечные кайдзен-события не должны поглотить работающих, чтобы не забывать о системе в целом.