К настоящему времени в литературе имеются многочисленные данные исследований возможности применения в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) различных видов моторных топлив — минеральных, растительных, синтетических и т. д. [1, 2, 4–10, 12, 15].
Тем не менее проблема создания многотопливной энергетической установки трактора или автомобиля до сих пор не решена. Большинство исследований имели целью оценку возможности применения того или иного источника энергии. В то же время автомобильные и тракторные заводы не заинтересованы в расширении линейки выпускаемых моделей мобильной техники под каждый конкретный вид топлива. Для решения проблемы целесообразны разработка и создание адаптивных систем питания, регулирования, воспламенения и смесеобразования для работы транспортных средств на широком спектре нетрадиционных источников энергии [5, 13]. Параллельно необходимо проведение мероприятий по адаптации отдельных эксплуатационных свойств альтернативных топлив (АТ) к свойствам товарного ДТ.
Основной целью явилась формулировка направлений модернизации системы питания автотракторного дизеля.
Задача исследования — обоснование и разработка модернизированных систем питания автотракторного дизеля с целью расширения спектра применяемости нетрадиционных источников энергии.
Основными методами исследований следует считать теоретические изыскания, лабораторные опыты, моторные и полевые испытания полноразмерных дизельных двигателей.
Поисковые лабораторные опыты, теоретические изыскания и анализ физико-химических свойств нетрадиционных топлив были осуществлены в ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (г. Киров). Испытания ДВС в стендовых и полевых условиях проводились в УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Горки, Республика Беларусь) [8, 9].
Система питания автотракторного дизеля, модернизированного для работы на новом виде или составе нетрадиционного топлива, должна позволять решение следующих задач:
- качественное смешивание строго заданного для каждого режима вида и состава ингредиентов смесевого топлива при обеспечении необходимого в эксплуатации времени его стабильности;