Впоследнее время в пищевой промышленности отмечается активация инновационной деятельности по разработке новых или значительно улучшенных продуктов питания. В период 2012-2015 гг. отмечалось увеличение производства инновационных товаров на 53% [4], в том числе обусловленное импортозамещением.
Инновации, которые необходимо реализовывать для повышения конкурентоспособности пищевой промышленности, группируют в четыре группы:
- Продуктовые (ассортиментные): (разработка продуктов «здорового питания», производство полуфабрикатов и продуктов, требующих минимальной обработки, разработка продукции для особых групп населения, детей, людей с инвалидностью).
- Технологические (внедрение безотходных производств, применение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий на всех этапах производства и хранения продукции).
- Маркетинговые (использование биоразлагаемой упаковки, создание съедобных упаковок, развитие современных технологий маркетинга, рекламы и продвижения товара).
- Организационные (применение современных систем контроля качества и сертификации, создание механизма взаимодействия производителей и заинтересованных сторон при производстве и реализации продуктов питания, активное развитие организаций малого бизнеса, постоянное повышение инновационной активности персонал[2].
Ввиду того что 68,7% продукции, присутствующей на рынке, уже известна потребителю и новой считается только для выпускающего предприятия, 22,9% — усовершенствованная, основанная на ранее выпускавшейся продукции, поэтому можно считать наиболее актуальными в пищевой промышленности продуктовые инновации — расширение ассортимента.
Традиционному ассортименту мясной промышленности весьма трудно сохранять долгосрочную конкурентоспособность среди новых инновационных продуктов питания. Формирование направления по использованию мяса диких копытных — хорошее дополнение к животноводческим сельскохозяйственным ресурсам. При этом такое направление позволит выполнить одну из задач концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ — расширение ассортимента объема выпуска продуктов с использованием местных сырьевых ресурсов [4].