По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 664.2:543.5 DOI:10.33920/igt-01-2103-07

Разработка рационов для персонифицированного питания школьников с заболеваниями крови, обмена веществ и диабета

А.Т. Васюкова д-р техн. наук, профессор

Суточный рацион питания школьников, находящихся в интернатах на круглосуточном пребывании, состоит из пятиразового питания. Он включает завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин в 21:00. Калорийность данного рациона отличается от показателей физиологической потребности и требований к организации питания, указанных в СанПиН 2.4.5.2409-08, для питания детей и подростков более 1000 ккал. Расчет двухнедельного меню производили на основании приказа МОН России от 24.05.2017 № 454 «Об утверждении норм и порядка обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних, находящихся в федеральных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Целью исследования являлась разработка меню скомплектованных рационов для питания школьников, находящихся в интернатах закрытого типа. Меню составляли с учетом сезонности: весенне-летнее и осеннезимнее. Возрастная категория подростков была выбрана с 11 до 18 лет. Рекомендации по питанию детей в интернатах распространяются на территории РФ. В результате разработки скомплектованных рационов питания установлено, что в меню включены продукты более калорийные и с увеличенным выходом порции (вторые блюда, гарниры, хлеб). В меню включены продукты с повышенным содержанием витаминов и минеральных веществ. Включение в рацион питания картофеля, превышающего показатели СанПиН 2.4.5.2409-08 по данной группе продуктов более чем в 2 раза, позволит насытить организм не только углеводами, но и микроэлементами, в особенности литием, который будет успокаивающе действовать на нервную систему детского организма. Разнообразные соки, свежие фрукты и овощи в круглогодичном употреблении позволят формировать жизненно важные функции организма. А введение в рацион мяса, рыбы и кисломолочных продуктов обеспечит рост и физическое развитие.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873-р «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года».

2. Ситко И.М. Гигиеническая безопасность и региональная модель мониторинга здоровья школьников промышленного города: Дис. канд. мед. наук. — Оренбург, 2004. — 154 с.

3. Кузнецова Е.И. Научное обоснование региональной модели гигиенического мониторинга питания и здоровья школьников: Дис. канд. мед. наук. — Оренбург, 2012. — 26 с.

4. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий кухонь народов России для предприятий общественного питания / Под ред. А.Т. Васюковой. — М.: Дашков и К, 2014. — 212 с.

5. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. 3.2.1. Рациональное питание. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08. — М.: ГУ НИИ питания РАМН, 2008. — 42 с.

6. Суточные нормы питания в санаториях-профилакториях, санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия и детских оздоровительных лагерях. Методические рекомендации. Приказ Минздрава России от 19.03.1999 № 93/34.

7. Приказ МОН России от 24.05.2017 № 454 «Об утверждении норм и порядка обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних, находящихся в федеральных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // ГАРАНТ.РУ. — http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71636234/#ixzz5XCUpZnVB (дата обращения: 18.11.2018).

8. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». — http://docs.cntd.ru/document/902113767 (дата обращения: 18.11.2018).

9. Сборник рецептур на продукцию для обучающихся во всех образовательных учреждениях. — М.: Дели плюс, 2017. — 543 с.

10. МР 2.3.1.2432-08. 2.3.1. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации (утв. Роспотребнадзором 18.12.2008).

11. Семенов Е.В. Количественное моделирование процесса разделения суспензий в роторе фильтрующей центрифуги периодического действия / Е.В. Семенов, А.А. Славянский, В.А. Карамзин // Химическое и нефтегазовое машиностроение. — 2014. — № 11. — С. 7–10.

12. Славянский А.А. Пути повышения качества и выхода сахара-песка / А.А. Славянский, А.Р. Сапронов // Международный сельскохозяйственный журнал. — 1988. — № 6. — С. 75–80.

13. Першакова Т.В. Применение нетрадиционного сырья в рецептурах кулинарных изделий // Известия высших учебных заведений. / Т.В. Першакова, А.Т. Васюкова, Т.С. Жилина, Т.В. Яковлева, В.Ф. Пучкова // Пищевая технология. — 2011. — № 1 (319). — С. 36–37.

14. Kabulov B., Kassymov S., Moldabayeva Z., Rebezov M., Zinina O., Chernyshenko Y., Arduvanova F., Peshcherov G., Makarov S., Vasyukova A. Developing the formulation and method of production of meat frankfurters with protein supplement from meat by-products. Eurasia J Biosci. 2020. 14:213–218.

15. Moshkin A., Vasyukova A., Novozhilov M. Dry functional mixtures with fruit-berry powders for yeast dough / Znanstvena misel journal № 32/2019. The journal is registered and published in Slovenia. ISSN 3124-1123, Vol. 1. — Р. 46–52.

Питание детей любого возраста — ответственная задача. Особенно это относится к школьникам, находящимся на круглосуточном пребывании в учреждениях интернатного типа, когда ребенок не может употреблять пищу, наиболее любимую с детства. Состояние организма в этот период устанавливает основу формирования в дальнейшем его будущего: выносливость, уровень развития, стабильность к условиям окружающей среды, стрессоустойчивость, иммунитет. Наряду с физическими особенностями создаются и психологические функции, развиваются индивидуальные способности. Все это накапливается и аккумулируется под воздействием разнообразного комплекса политических, этнографических, социальных, экономических, климатических, физиологических и гигиенических факторов, находящихся в тесной взаимосвязи между собой, влияя на организм и функционирование детей, а особенно подростков, в обществе.

Потребность организма детей и подростков в сбалансированных нутриентах доказана различными исследованиями. Одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года является организация питания в учебных заведениях [1].

Совершенствование организации питания в организованных детских коллективах является одной из ключевых задач, стоящих перед органами исполнительной власти и руководителями предприятий общественного питания. В настоящее время ученые и общественность располагают рядом исследований по специфике формирования организма детей. Установлены медико-биологическое, социальное воздействие, методики школьного процесса, экологической среды, факторы гигиенической безопасности [2].

Формирование устойчивого и адекватного иммунитета организма детей и подростков требует ежедневного употребления в пищу продуктов, содержащих белки, ПНЖК, жирорастворимые витамины А, Е, микроэлементы (Zn, Fe), а для повышения антиоксидантных свойств пищи — наличия витаминов С, группы В (рибофлавин, пантотеновая кислота, кобаламин), фолиевой кислоты, жирорастворимых витаминов [3].

Для Цитирования:
А.Т. Васюкова, Разработка рационов для персонифицированного питания школьников с заболеваниями крови, обмена веществ и диабета. Товаровед продовольственных товаров. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: