По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 691.88

Разработка прибора измерения геометрических параметров рельсов

Е. А. Бажукова студентка, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30
А. О. Плетнев инженер-проектировщик, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30
Ю. А. Чурсин канд. техн. наук, доцент кафедры автоматики и электроники физических установок, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30

О разработке промышленного образца переносного рельсового профилометра, предназначенного для использования в сфере обслуживания железнодорожных путей и позволяющего дополнить или заменить существующие методы измерения износа рельса.

Литература:

1. Шахунянц Г.М. Железнодорожный путь: учеб. для вузов железнодорожного транспорта.  – М.: Транспорт, 1969. – 536 с.

2. Нагорная Ж.А. Текущее содержание железнодорожного пути: учеб. иллюстр. пособие  – М.: УМЦ МПС России, 2006. – 62 с.

3. ПШВ штангенциркуль путевой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.xn--80aggyh2a5bzb. xn--p1ai/catalog/prisposobleniya-zheleznyh-dorog/skoby/pshv. htm (дата обращения 5.12.2015).

4. Р75; Р65; Р50 скоба для измерения износа головки рельса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.xn--80aggyh2a5bzb.xn--p1ai/catalog/prisposobleniyazheleznyh-dorog/skoby/r75-r65-r50.htm (дата обращения 5.12.2015).

5. Переносной рельсовый профилометр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rift ek.com/ru/ products/~show/equipment/railway-devices/railprofi le-measurement-gauge-prp (дата обращения 5.12.2015).

В настоящее время большое количество грузоперевозок и пассажироперевозок приходится на железнодорожный транспорт. Общая протяженность железнодорожных путей составляет более 121 тыс. км, в процессе эксплуатации которых происходит их износ. При износе рельса уменьшается площадь соприкосновения колеса с рельсом, вследствие чего повышаются экономические затраты на топливо, а более серьезный износ может привести к аварии [1]. Для контроля за степенью износа применяют шаблоны, путевые штангенциркули и скобы [2], а также различного вида профилометры, в том числе оптические. Применение оптических профилометров позволяет значительно повысить точность производимых измерений и позволяет производить автоматическую обработку данных. Учитывая тот факт, что в России оптических рельсовых профилометров не производится, было решено разработать промышленный образец переносного рельсового профилометра. В качестве интерфейса передачи данных в разрабатываемом устройстве выбран Wi-Fi, что позволяет использовать в качестве устройства верхнего уровня планшет с предустановленным ПО. Разработанный переносной рельсовый профилометр предназначен для использования в сфере обслуживания железнодорожных путей и позволит дополнить или заменить существующие методы измерения износа. Возможность сохранения и передачи результатов для дальнейшей обработки профиля позволит создать базу измерений, которая даст возможность планировать в дальнейшем работы по содержанию пути.

Проводя анализ контактных методов измерения износа рельса и бесконтактные методы регистрации профиля рельса, было выявлено, что контактные методы определения износа значительно уступают бесконтактным в точности и эргономичности. Исходя из этого, было решено производить сравнение только для бесконтактных приборов измерения [3–5]. Для удобства сравнения бесконтактных устройств, представленных в обзоре, их основные характеристики были сведены в табл. 1, в которой также описаны проектные характеристики разрабатываемого устройства.

Для проектирования устройства необходимо определить его основные структурные части. В разрабатываемом переносном рельсовом профилометре можно выделить следующие основные модули (рис. 1).

Для Цитирования:
Е. А. Бажукова, А. О. Плетнев, Ю. А. Чурсин, Разработка прибора измерения геометрических параметров рельсов. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: