Важнейшей проблемой формирования актуальной и оптимальной структуры коммерческого предложения промышленного предприятия является анализ и обоснование направлений развития стратегических хозяйственных единиц. Под стратегическими хозяйственными единицами (СХЕ) понимают хозяйственные единицы в составе предприятия, которые обладают высокой степенью самостоятельности, имеют единую технологическую цепочку, предлагают определенному рынку или сегменту конкретные товары или услуги и подвержены независимому от других направлений деятельности управлению руководством предприятия. Анализ СХЕ предполагает изучение некоторых параметров (доли на рынке, темпа роста рынка) в динамике для выявления возможностей изменения структуры коммерческого предложения (портфеля продуктов) с применением методов портфельного анализа.
Портфельный анализ – группа методов изучения СХЕ, включенных в состав предприятия или товарного ассортимента, используемых для оценки руководством предприятия своей хозяйственной деятельности для инвестирования финансовых ресурсов в наиболее перспективные проекты и сокращения вложений в неэффективные направления [1].
Основным приемом портфельного анализа является построение матриц, с помощью которых СХЕ можно сравнивать друг с другом по различным критериям. Результаты портфельного анализа используются менеджерами для выявления направлений деятельности промышленного предприятия для развития или ликвидации в будущем, т. е. портфельный анализ проводится на основе коммерческого предложения предприятия (уже производимых товаров или оказываемых услуг).
Начнем изучение методов портфельного анализа с матрицы Бостонской консалтинговой группы (БКГ), созданной основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном в 1960-х гг. для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно темпа роста рынка и занимаемой ими доли на рынке.
СХЕ в классической матрице БКГ, представленной на рис. 1, позиционируются по двум параметрам