Подписка:

+7 495 274-22-22

Телефон для справок:

+7 495 274-22-22

УДК: 692.66:331.452

Разработка новой механической системы безопасности лифта

Алтунин К.В. канд.техн.наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, г. Казань
Ключевые слова: лифт, система безопасности, авария, ловители, трос, канат, пружина

Несмотря на существующие системы безопасности пассажирских лифтов, во всем мире не прекращается череда непредсказуемых аварий с причинением вреда здоровью людей, а также их гибелью. Статья посвящена запатентованному автором решению обеспечения безопасности лифтов для перевозки грузов и пассажиров с помощью новой механической системы безопасности.

Известно, что лифтовое хозяйство является важным элементом инфраструктуры любого среднего и крупного города. В настоящее время лифтовое хозяйство стало самостоятельной отраслью, функционирующей в мировом масштабе и включающей производителей лифтового и сопутствующего оборудования, организации, осуществляющие сервисное обслуживание и эксплуатацию лифтов, системные интеграторы [1].

Необходимо отметить, что лифт по своей сути является транспортом, и уровень безопасности лифта является существенной характеристикой. Несмотря на существующие системы безопасности пассажирских лифтов, во всем мире не прекращается череда непредсказуемых аварий с причинением вреда здоровью людей, а также их гибелью. Например, за 2013-2016 гг. в России произошло около 100 аварий, в которых погибло более 40 чел. и было ранено около 100 чел. [2]; на рис. 1 приведена статистика количества несчастных случаев в лифтах РФ за несколько лет [3].

В общем, можно сказать, что в РФ около 530 тыс. лифтов [2]. Для безопасной работы лифтового оборудования требуется реализация целого комплекса мероприятий: создание системы регулирования ввода в эксплуатацию и учета лифтов, оценки их технического состояния на всех этапах эксплуатации; обеспечение информатизации и автоматизации контрольно-надзорной деятельности путем внедрения систем диспетчеризации; применение в контрольно-надзорной деятельности риск-ориентированного подхода с учетом риска человеческого фактора [1]. Однако не стоит забывать и о самих системах безопасности лифтов и уровнях их надежности.

История развития систем безопасности лифта начинается в XIX в. Всему миру известно имя выдающегося изобретателя – Элиша Грейвс Отис (англ. Elisha Graves Otis), который один из первых изобрел систему безопасности пассажирского лифта. В 1852 г. Отис переезжает в г. Нью-Йорк (США), где сталкивается с несколькими проблемами, одна из которых была связана с безопасностью подъема тяжелого оборудования на верхние этажи зданий. Здесь он разрабатывает свою собственную систему, связанную с задержкой груза при обрыве троса и имеющую в своей схеме специальные ловители, которые могли бы эффективно затормозить кабину лифта при непредвиденном обрыве троса (каната).

Для Цитирования:
Алтунин К.В., Разработка новой механической системы безопасности лифта. Главный инженер. Управление промышленным производством №6 2020. 2020;6.
Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала