Дата поступления рукописи в редакцию: 18.11.2024
Дата принятия рукописи в печать: 04.12.2024
Образ тела — также физическое «Я» и телесное «Я» — считается одной из важнейших составляющих Я-концепции человека [1, 2, 4]. Образ тела, включенный в структуру Я-концепции, представляет собой: актуальное субъективное восприятие тела, идеальный образ тела, социально-психологический образ, связанный с реакциями других людей, интернализованные психологические факторы в результате эмоционального опыта человека [5]. Включенность образа тела в Я-концепцию личности подразумевает и прямое отношение образа тела к самоотношению (самооценке) личности [6, 7]. В связи со значимостью адекватной самооценки в жизни человека, с ее влиянием на благополучие личности, необходимо поддерживать адекватный образ тела в обществе. Согласно социокультурному подходу к проблеме нарушений образа тела значительное влияние на его формирование оказывает влияние извне, в том числе СМИ [3]. При этом наибольшим потребителем контента из СМИ является молодежь в возрасте от 18 до 24 лет [8].
Все вышесказанное подчеркивает, что молодежь, потребляющая контент из СМИ, попадает в группу риска по нарушению образа тела, следовательно, и в группу риска по дестабилизации самоотношения личности, что может напрямую повлиять на качество жизни человека. Такая тенденция наталкивает на необходимость создания профилактических мер поддержки формирования адекватного образа тела. Одним из способов профилактики может стать диагностический чат-бот в Telegram, благодаря которому молодые люди смогут оценить собственные риски нарушения образа тела и предпринять вовремя действия для его поддержания самостоятельно или в команде с помогающим специалистом.
Таким образом, цель исследования — создание модели цифровых рисков нарушения образа тела для создания диагностического чат бота. Объект исследования — молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. Предмет исследования — представления молодежи о телесности и рисках нарушения образа тела. Выборку составили 38 респондентов. В исследовании были использован метод контент анализа. Для обработки использовались методы описательной статистики и семантический анализ, позволяющий выделить ключевые термины в изучаемом тексте. Психодиагностический комплекс включил авторские незаконченные предложения, использованные для выявления имплицитных представлений молодежи о социальных, индивидуальных и цифровых рисках нарушения образа тела: «В социальных сетях внешность обычно показывает...»; «Озабоченность телом включает...»; «Риски нарушения образа тела — это...».