Профессиональное развитие специалистов государственной службы является процессом сложным и длительным по времени, включающим в себя как саму профессиональную подготовку государственных служащих, так и их непосредственную деятельность в сфере государственной службы.
Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий органов местного самоуправления лицами, находящимися на муниципальных и государственных должностях [1]. Профессионализм стимулирует расширение и повышение знаний, накапливание опыта, развитие организаторских способностей, поддержание постоянно высокого уровня служебной и исполнительской дисциплины. Компетентность же отражает объем знаний и опыт работника. Профессионализм и компетентность представляют собой глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих отражает сущность государственной службы как профессиональной деятельности. Данный принцип — основа совершенствования профессионального развития государственных служащих.
В целях повышения профессионального уровня гражданских служащих разрабатывается модель компетенций.
Модель компетенций представляет собой совокупность необходимых для успешного функционирования работника на конкретной должности знаний, умений, навыков и личностных характеристик, включающих в себя в том числе ценности и мотивирующие факторы [2]. Модель компетенций разрабатывается под категорию и группу должностей с учетом специфики и стратегических задач государственного органа.
Разработка модели профессиональных компетенций включает в себя следующие этапы.
1. Определение целей и задач.
2. Создание рабочей группы по разработке профессиональных компетенций.
3. Определение метода сбора информации.
4. Анализ полученной информации.
5. Проектирование модели профессиональных компетенций.