Сейчас ежегодно в мире потребляется около 400 млн т бумаги [1]. По данным ООН, за последние 40 лет этот показатель вырос в 4 раза. Повсеместно наблюдается тренд на отказ от пластика в пользу бумажной тары и упаковки.
При этом экологи обращают внимание на то, что производство в целлюлозно-бумажной промышленности оказывает серьезное влияние на окружающую среду. Одним из насущных вопросов становится снижение негативного воздействия на экологию, в том числе с ростом объемов производства бумаги и картона.
Обстоятельные исследования показали, что на многих предприятиях концентрация выбросов превышает допустимую санитарную норму, они разносятся на значительное расстояние вокруг предприятий, в частности представляют угрозу для водного мира и портят вкусовые качества воды в водоемах. Принято считать, что показатель химического потребления кислорода (ХПК) — количество кислорода, потребляемого при химическом окислении содержащихся в воде веществ под действием различных окислителей, — является обобщающим, наиболее информативным и приоритетным показателем, характеризующим экологическое состояние и степень загрязненности воды веществами органической природы [2–5].
К сожалению, на сегодняшний день разработанные методы управления не дают радикального решения вопроса охраны окружающей среды. Проблема заключается в том, что строго математически процесс варки целлюлозы удовлетворительно не формализовать из-за наличия большого количества случайных факторов, вызывающих динамические возмущения непрерывного процесса [6].
Здесь важно понимать, что повышение эффективности целлюлозно-бумажного производства не всегда достигают за счет экстенсивных факторов или модернизации технологических процессов, не менее важную роль играет принятие оптимальных управленческих решений. Использование типовых моделей для решения реальных задач требует их адаптации к условиям применения. Конкретные условия решения многих типичных задач отличаются друг от друга множеством значимых деталей. В каждом случае модели имеют уникальную специфику, без учета которой их решение теряет смысл. Возможный выход из создавшейся ситуации — выбор класса моделей, интуитивно понятных человеку и применению которых нетрудно обучить, например модели на основе нечеткой логики [7–11].