Маркетинговая стратегия является предметом научных исследований, начиная с 1980-х годов. Существует множество определений данного понятия в литературе, посвященной маркетингу, которые отражают различные точки зрения [1].
Ряд авторов рассматривает «стратегию маркетинга» как планирование комплекса маркетинга (маркетинг-микс). Так, С. Е. Чернов считает, что «стратегия маркетинга разрабатывается для каждого целевого рынка с определением стратегических установок по продуктам, каналам распределения, методам продвижения продуктов, ценам, другим элементам комплекса маркетинга, а также по бюджету маркетинга» [2]. Этот же признак отмечает и Дж. О'Шонесси, считая, что «стратегия маркетинга представляет собой широкую концепцию того, как товар, цена, продвижение и распределение должно функционировать скоординированным образом, чтобы преодолеть противодействия достижению задач маркетинга» [3]. Другими словами, содержание стратегии маркетинга показывает, каким образом ключевые характеристики товарного предложения фирмы (товар/услуга, цена, продвижение и распределение) должны привести к достижению целей маркетинга и предприятия.
Маркетинговая стратегия в понимании авторов статьи представляет собой результат процесса планирования маркетинговых мероприятий компании, которые реализуются в целях достижения поставленных перед компанией стратегических целей. Именно поэтому маркетинговая стратегия — это неотъемлемая и важнейшая часть общей стратегии компании, определяющая не только основные направления деятельности компании на отраслевом рынке, но и общее позиционирование компании на рынке.
Пошагово проект разработки маркетинговой стратегии может быть представлен следующим образом:
Этап 1. Анализ рынка
Исследуется рынок как прямых конкурентов, так и рынок товаров-заменителей. Оцениваются перспективные тренды в отрасли. Важной задачей является оценка полного операционного цикла отрасли для определения глубины прогнозов развития. Исходя из проведенного анализа, необходимо создать полноценную карту отрасли, где будут представлены распределения по сегментам рынка.