Для повышения результативности коммерческой деятельности отдельных направлений отраслевого развития системы здравоохранения необходимо использовать все доступные инструменты развития бизнеса, в том числе планирование кризисных явлений. Одним из наиболее эффективных инструментов является маркетинг, который, будучи комплексом технологий и механизмов, помогает при относительно небольших затратах значительно увеличить экономическую эффективность работы предприятия. Особенно актуальным подобный подход является для продвижения санаторно-курортных услуг в связи с высоким уровнем их востребованности среди населения.
Наиболее успешным является подход, на основе которого можно сочетать рациональное планирование развития с потребностями групп целевой аудитории. Такой подход называется маркетинг-менеджментом, он позволяет связать традиционные технологии сбыта продуктов или услуг с выстраиванием стратегических, долгосрочных отношений с клиентами. Прежде всего подобный подход востребован в сфере услуг, поскольку именно этот сектор экономики предполагает постоянное взаимодействие с потребителями, анализ запросов, изучение стандартов качества и степени удовлетворенности клиентов, индивидуальных предпочтений.
Спрос на лечебно-оздоровительные услуги в последнее время стабильно растет, санаторно-курортная медицина становится одним из залогов успешного развития регионов, имеющих потенциал в виде природно-минеральных ресурсов. Такие услуги положительно влияют на социально-экономические показатели, а потому в контексте данной работы было изучено, каким образом концепция маркетинг-менеджмента может быть использована в формировании предложения в этой области продуктов и услуг.
Одной из ключевых характеристик развития регионов с курортно-рекреационной специализацией является то, что они вынуждены развиваться в кризисных условиях. Несмотря на это, им удается демонстрировать довольно высокие темпы развития. Это объясняется несколькими особенностями:
– популяризацией ведения здорового образа жизни;