В настоящее время организация школьного питания осуществляется аутсорсинговыми компаниями, которые обязаны соблюдать действующие государственные федеральные и региональные правовые, нормативные, научно-технические, организационные требования. Все эти требования должны гарантировать обеспечение школьников качественным питанием, удовлетворяющим их потребности в энергии, основных пищевых веществах, витаминах и минералах. Большое количество российских научных и практических работ посвящено оптимизации школьного питания по белкам, жирам, витаминам, пищевым волокнам. Тем не менее в ряде работ, выполненных сотрудниками МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), при мониторинге школьного питания в образовательных учреждениях ряда регионов страны отмечается, что наряду со многими нарушениями примерно в 70% обследованных школ меню не соответствуют требованиям здорового питания.
Данное нарушение послужило обоснованием работы, на первом этапе которой был осуществлен поиск наиболее значимого элемента, по которому следует проводить оптимизацию меню школьников. Анализ научно-технической информации показал, что наиболее распространенные алиментарные заболевания россиян связаны с дефицитом железа, йода, кальция, магния, элементов-антиоксидантов (селена, хрома, меди, цинка) [1].
В последнее время в медицинских публикациях отмечается, что значительно распространен синдром «экологической сенсибилизации», в ряде случаев обусловленный дисбалансом концентраций макро-, микронутриентов в организме, называемый в медицинской литературе микроэлементозом (МЭ), одним из последствий которого является нарушение репродуктивного здоровья россиян репродуктивного возраста [2]. В.А. Попова с соавторами провели анализ публикаций, посвященных ведущей роли дефицита цинка в этиологии нарушений полового развития детей, возникновения бесплодия у мужчин. Этот металл обеспечивает контроль экспрессии генов в процессе репликации и дифференцировки клеток. Цинк является незаменимым микроэлементом для процессов сперматогенеза, с одной стороны, и для здоровья плода на ранних стадиях эмбриогенеза [2].