По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 664.2:543.5 DOI:10.33920/igt-01-2106-04

Разработка корректирующего рациона для школьников, страдающих дефицитом цинка

Ю.Г. Симаков кафедра биологии и ихтиологии Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), E-mail: usimakov@yandex.ru
С.А. Ливинская НПЦ, E-mail: s.livinskay@mgutm.ru
С.В. Смородинская лаборатория полиорганного микроядерного теста, E-mail: s.smorodinskaya@mgutm.ru

Важным условием для создания полноценной программы школьного питания является индивидуальная коррекция рационов на основе обследования фактического питания детей и установленных клиническими лабораторными методами показателей их обмена веществ, а также обеспеченности основными пищевыми веществами. В данной работе проведен анализ типового цикличного школьного меню на предмет обеспеченности цинком и соответствия его пищевой и энергетической ценности заявленным нормативам. Проведен расчет полдника и ужина для школьников 7–11 лет, обеспечивающих суточные потребности в основных веществах. Корректирующий рацион был направлен на обеспечение суточной потребности организма школьника по цинку. Такой рацион направлен на профилактику функциональных нарушений иммунной системы, хронических болезней легких и бронхов, отставания в развитии детей.

Литература:

1. Корчин В.И. Биоэлементные маркеры антиоксидантного статуса у водителей и работников автозаправочных станций северного региона / В.И. Корчин, Ю.С. Макаева, Т.Я. Корчина, И.В. Лапенко, В.Н. Гребенюк // Экология человека. — 2016. — № 6. — С. 9–14.

2. Попова В.А. Микроэлементозы и проблемы здоровья детей / В.А. Попова, А.А. Кожин, Ю.И. Мегидь // Педиатрия. — 2015. — Т. 94, № 6. — С. 140–144.

3. Кожин А.А. Микроэлементозы в патологии человека экологической этиологии. Обзор / А.А. Кожин, Б.М. Владимирский // Экология человека. Медицинская экология. — 2013. — № 9. — С. 56–65.

4. Шейбак В.М. Синтез и секреция инсулина: роль катионов цинка / Журнал Гродненского государственного медицинского университета. — 2015. — № 1. — С. 6–8.

5. Миляуша Я.И. Взаимосвязь дисбаланса макро- и микроэлементов и здоровья населения / Я.И. Миляуша, Л.Я. Сабирова, Е.С. Березкина, М.Г. Скальная, Р.И. Жданов, А.В. Скальный // Казанский медицинский журнал. — 2011. — Т. 92, № 4. — С. 606–609.

6. Шендеров Б.А. Метабиотики — новая технология профилактики заболеваний, связанных с микроэкологическим дисбалансом человека // Вестник восстановительной медицины. — 2017. — № 4. — С. 40–48.

7. Руководство пользователя. «1С: Школьное питание». Ред. 2.0 / Е. Кусакина, З. Яникова, Н. Попов, Н. Портнов, Д. Степанов. — М.: Агентство «КАПИТАН», 2020. — 170 с.

8. СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/902113767.

9. МР 2.3.1.2432-08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://docs. cntd.ru/document/1200076084.

В настоящее время организация школьного питания осуществляется аутсорсинговыми компаниями, которые обязаны соблюдать действующие государственные федеральные и региональные правовые, нормативные, научно-технические, организационные требования. Все эти требования должны гарантировать обеспечение школьников качественным питанием, удовлетворяющим их потребности в энергии, основных пищевых веществах, витаминах и минералах. Большое количество российских научных и практических работ посвящено оптимизации школьного питания по белкам, жирам, витаминам, пищевым волокнам. Тем не менее в ряде работ, выполненных сотрудниками МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), при мониторинге школьного питания в образовательных учреждениях ряда регионов страны отмечается, что наряду со многими нарушениями примерно в 70% обследованных школ меню не соответствуют требованиям здорового питания.

Данное нарушение послужило обоснованием работы, на первом этапе которой был осуществлен поиск наиболее значимого элемента, по которому следует проводить оптимизацию меню школьников. Анализ научно-технической информации показал, что наиболее распространенные алиментарные заболевания россиян связаны с дефицитом железа, йода, кальция, магния, элементов-антиоксидантов (селена, хрома, меди, цинка) [1].

В последнее время в медицинских публикациях отмечается, что значительно распространен синдром «экологической сенсибилизации», в ряде случаев обусловленный дисбалансом концентраций макро-, микронутриентов в организме, называемый в медицинской литературе микроэлементозом (МЭ), одним из последствий которого является нарушение репродуктивного здоровья россиян репродуктивного возраста [2]. В.А. Попова с соавторами провели анализ публикаций, посвященных ведущей роли дефицита цинка в этиологии нарушений полового развития детей, возникновения бесплодия у мужчин. Этот металл обеспечивает контроль экспрессии генов в процессе репликации и дифференцировки клеток. Цинк является незаменимым микроэлементом для процессов сперматогенеза, с одной стороны, и для здоровья плода на ранних стадиях эмбриогенеза [2].

Для Цитирования:
Ю.Г. Симаков, С.А. Ливинская, С.В. Смородинская, Разработка корректирующего рациона для школьников, страдающих дефицитом цинка. Товаровед продовольственных товаров. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: