Анализ используемых показателей работы службы скорой медицинской помощи (далее — СМП) в отраслевых статистических формах, критериях доступности и качества медицинской помощи территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, показателей государственных целевых программ в области здравоохранения выявил существенную ограниченность затронутых проблем скорой медицинской помощи с точки зрения ее дальнейшего развития. Зачастую все разговоры об эффективности работы службы сводятся к показателю «доля вызовов скорой медицинской помощи со временем доезда до 20 минут». Приказы Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» и от 14.05.2015 № 240 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями» [1, 2] также обходят стороной службу скорой медицинской помощи.
Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», скорая медицинская помощь является одним их четырех видов оказания медицинской помощи, в планировании которого целесообразно использование системного подхода, характеризующегося достижением конкретных показателей (индикаторов) развития.
Цель исследования — выявить наиболее значимые показатели работы СМП, которые могут быть использованы в качестве индикаторов работы службы.
Для эффективного и гарантированного системного индикаторного прогресса, на основе анализа текущей ситуации в СМП Российской Федерации, динамики развития в предшествующие периоды, реализованных и действующих программ, политики правительства в области здравоохранения были определены комплексные и детализированные показатели (индикаторы), отражающие уровень необходимого развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации.
Для научной оценки значимости предложенных индикаторов доступности и качества СМП был использован метод экспертных оценок — метод организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов [3–5]. Основными стадиями экспертного опроса стали: