Оценка фактического положения дел с инновационным обновлением экономики Российской Федерации свидетельствует, что в настоящее время нет серьезных сдвигов в этом направлении. Так, доля предприятий, осуществляв ших инновации в течение 2005–2010 гг., осталась неизменной – 9,3 %, а удель ный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженной продукции за тот же период снизился с 5,0 до 4,9 %. Исследования показывают, что такая си туация связана с рядом причин: отсутствием общей стратегии обновления, пре имущественным развитием добывающих отраслей, масштабными закупками импортных техники и технологий, что подавляет отечественное машинострое ние, чрезмерной ориентацией на технологические инновации в ущерб органи зационно-экономическим и социально-экономическим, среди которых важную роль должно играть использование систем оплаты труда, стимулирующих ин новационное поведение работников и трудовых коллективов предприятий.
Сложившиеся формы и уровень заработной платы в машиностроительном комплексе не отвечают задачам, связанным с его инновационным обновле нием, равно как и экономики в целом. Учитывая современное состояние экономики России и ее ориентацию на модернизацию и инновационное обновление, а также опыт развитых стран, автор делает вывод, что расширение пространства инно вационного труда должно увязываться с созданием соответствующих стимулов.
Из этого вытекают следующие требования к механизму гибкого материального стимулирования работников к инновационной деятельности:
• поощрение в рамках реализации конкурентной стратегии предприятия непосредственных работников к активизации творческой деятельности, резуль татом которой будет рост интенсивности, производительности и качества тру да;
• наличие в качестве составного элемента системы заработной платы зна чимых показателей, отражающих трудовую, в том числе инновационную, ак тивность персонала в рамках индивидуальной и коллективной деятельности;
• ориентация на модели формирования заработной платы, при которых у всех контрагентов хозяйственных отношений на уровне предприятия (собст венников, менеджеров, работников) складывались бы прямые стимулы к инно вационно активной производственной деятельности.