Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил цель: к 2020 году до 60–70 % ВВП должен в нашей стране производить малый бизнес. Эффективная система мотивации является одним из факторов, которые помогают малому бизнесу быть по-настоящему успешным, гармонично развиваться, отвечать целям своего руководства и удовлетворять потребностям работников, в этот бизнес вовлеченных.
Для построения системы мотивации необходимо учитывать специфику предприятий малого бизнеса, в частности ограниченность материальных ресурсов и небольшую численность персонала. В условиях малого предприятия, где корпоративная культура не может быть излишне зарегламентированной и официальной, где сотрудники прекрасно знают друг друга и постоянно взаимодействуют как между собой, так и с руководителями и подчиненными, огромную роль играет прозрачность, открытость и понятность системы мотивации в целом и системы формирования заработной платы в частности. Важно, чтобы персонал понимал, куда предприятие движется, каково их место в организационной структуре и какой конкретный вклад в достижение общих целей может внести отдельный сотрудник.
С учетом этого была разработана концепция, состоящая из комбинации двух разных подходов к мотивации человеческого капитала: «Балльно-факторная система» и «Управление эффективностью» (управление по целям). Так, внедрение «Балльно-факторной системы» не требует больших затрат: при небольшой численности такую систему вполне может разработать и внедрить один сотрудник. А внедрение второй составляющей системы мотивации – «Управление эффективностью» – должно повысить лояльность персонала, способствовать удержанию сотрудников, что также немаловажно при специфике предприятий малого бизнеса.
Проект был внедрен на одном из российских предприятий малого бизнеса, занимающемся изготовлением и продажей сувенирной продукции. Предприятие существует на рынке с 1992 года. В последние годы руководство компании столкнулось с определенными проблемами, связанными с высокой текучестью кадров и, как следствие, со снижением прибыли, снижением продаж, а также потерей клиентов.