По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Разработан профстандарт «Специалист в области комплаенса»

Владимир Балакин президент «Национальной Ассоциации Комплаенс»

Комплаенс — сравнительно молодой для российской экономики механизм управления и контроля в организации. Российские компании, работающие на международных рынках, сегодня уже хорошо знакомы с требованиями зарубежного законодательства по комплаенсу, которые они обязаны учитывать в связи с экстерриториальным применением некоторых иностранных законов. В основном такие компании ориентируются на законодательство США, Франции, Великобритании.

Напомню, что и сам комплаенс появился в США в начале ХХ в. в связи с созданием Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Агентство Министерства здравоохранения и социальных служб США), которое выступило регулятором фармацевтического и продовольственного рынка. Основная причина дальнейшего развития этого направления — коррупционные скандалы, произошедшие во второй половине ХХ в., в основе которых лежали нарушения правил финансовой документации, что привело к принятию Закона США 1977 г. «Закон о борьбе с коррупцией за рубежом».

В законодательстве Российской Федерации понятие «комплаенс» пока не определено. В соответствии с пунктом 3.27 ISO 37301:2021 «Compliance management systems — Requirements with guidance for use» комплаенс (compliance) — это выполнение всех обязательств комплаенс организации (требования, которые организация в обязательном порядке должна соблюдать, а также те, которые организация сочтет нужным соблюдать добровольно).

Специалисты в области комплаенса управляют комплаенс-риском организации, обеспечивают формирование эффективной системы по соблюдению всех методов ведения бизнеса в полном соответствии с национальными и международными законами, отраслевыми правилами и профессиональными стандартами, внутренними нормативными документами, кодексами поведения, этическими нормами ведения бизнеса, применимыми к ее деятельности.

По сравнению с традиционными механизмами контроля, специфика комплаенса заключается в самостоятельном выявлении нарушений (самооценка) и их устранении — с возможным уведомлением контролирующих органов. Миссия комплаенса — продвижение и поддержание в компании культуры, которая побуждает всех сотрудников вести дела с соблюдением высочайших стандартов честности и добросовестности, т. е. создание такой среды, в которой для любого сотрудника поведение, противоречащее ее интересам, становится немыслимым.

Для Цитирования:
Владимир Балакин, Разработан профстандарт «Специалист в области комплаенса». Управление качеством. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: