Как строится процесс разработки и реализации стратегии? Для ответа на этот вопрос стоит воспользоваться подходами стратегического менеджмента, который обладает достаточным набором инструментов для разработки эффективной стратегии развития. Рассмотрим методику использования стратегического менеджмента применительно к промышленному предприятию. Хотя это очень условно, поскольку все рассмотренные ниже подходы являются универсальными для любой организации.
Стратегический менеджмент имеет свои особенности или характерные черты, которые представляют несомненный интерес с точки разработки стратегии развития предприятия. Что это за характерные черты?
1. Система непрерывного сбора и обработки информации о состоянии внешней и внутренней среды организации. При прочих равных условиях имеет преимущество то предприятие, которое создало, использует и совершенствует информационную систему и технологию, необходимую для разработки и реализации стратегии.
2. Понятие «стратегическая информация»:
• сведения, сообщения, данные, которые имеют большое значение при разработке и корректировке стратегии;
• сведения, сообщения, данные, отражающие содержание стратегии.
3. Стиль определенного поведения организации во внешней среде:
• Стиль А — как было, так и будет.
• Стиль В — пусть будет немного лучше, чем было.
• Стиль С — большие амбиции.
4. Направленность текущей деятельности организации на реализацию стратегии. Не имеет смысла разрабатывать и принимать стратегию, если она не реализуется в текущей практике или остается на бумаге («бумажная стратегия»).
5. Поддержание и/или усиление конкурентоспособности в конкурентной среде. Весь смысл разработки, принятия и реализации стратегии сводится в конечном счете к тому, чтобы или не потерять имеющиеся конкурентные преимущества, или их усилить.
6. Внесение корректив в стратегию по мере необходимости. Внешняя и внутренняя среда организации может изменяться под влиянием самых различных факторов. На практике важно понимать динамику среды, оценивать ее и, в случае необходимости, вносить соответствующие изменения в содержание реализуемой стратегии. Таким образом, стратегия — это не застывший документ, а гибкий курс.