Статья поступила 27.08.2020
Мультикультурализмом мы называем политику, направленную на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий. Существуют разнообразные идеологии и теории, призывающие правительства государств вести соответствующую работу среди населения. В целом ничего плохого в таком калейдоскопе с точки зрения эстетической и этической составляющей нет, наоборот, но, поскольку общественная жизнь далеко не всегда соответствует предписанному регламенту, появляется большое количество проблем и несоответствий в данном вопросе. В первую очередь далеко не все люди являются толерантными к представителям другой культуры и этнической группы, что способствует проявлениям шовинизма, сепаратизма и ксенофобии. Данная проблема, в свою очередь, зависит от недостатка образования, от соответствующего воспитания, эгоцентризма, но главное — от формируемого капиталистическим обществом антагонизма, основанного на экономической почве, а также от других причин и нюансов. Капитализм не способствует интеграции, мягко говоря, даже в среде одной этнической группы, не говоря уже о других. Автор считает, что слова В.И. Ленина, написанные в 1922 г., почти 100 лет назад, звучат очень актуально и в наши дни: «Свобода выхода из союза, которой мы оправдываем себя, окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ. Нет сомнения, что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической великорусской швали, как муха в молоке» [10]. (Ленин имел в виду царский бюрократический аппарат, продолжавший работать в молодой Советской республике.)
Классовый антагонизм принимает различные формы выражения. Трудовая миграция из бывших союзных республик представляет конкуренцию для местных пролетариев. Гастарбайтеры согласны работать за меньшую оплату труда, и предприниматель предпочитает пользоваться их услугами. Обычно люди боятся выступить против своих непосредственных угнетателей, вынужденные лебезить перед ними, они выплескивают агрессию на других. Не нужно далеко ходить за примерами, они пусть в малых, но достаточно характерных проявлениях всегда на виду и на слуху. Самое популярное и, возможно, самое безобидное проявление этноцентризма в повседневной жизни — этноним «чурки», а также вариации «чуры», «чуреки» к лицам других национальностей. Причем данное проявление характерно для представителей любых профессий и классовых страт. СМИ также грешат выражениями типа «лица кавказской национальности» и т.д. по отношению к уроженцам областей Кавказа и бывших союзных республик Средней Азии. Вновь цитируем Ленина: «Почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того — незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений, — стоит только припомнить мои волжские воспоминания о том, как у нас третируют инородцев, как поляка не называют иначе, как “полячишкой”, как татарина не высмеивают иначе, как “князь”, украинца иначе, как “хохол”, грузина и других кавказских инородцев, — как “капказский человек”» [10]. Однако и последние, в свою очередь, тоже ведут себя нельзя сказать, что в соответствии с культурными нормами цивилизованных обществ. Часто проявляется антиэтноцентризм, когда люди лебезят перед культурой стран Запада, принижая собственную культуру. Данная проблема существует не только в нашей стране, а во всем мире. Какие могут быть пути для ее преодоления? Ведь вопрос не в том, поощрять или не поощрять культурное разнообразие, а в форме этого поощрения.