Начнем с того, что по данным Eurostat/UNECE/ITF, почти 80% автопарка мира — частные автомобили1. Попробуем разобраться, значит ли это, что затрагиваемая тема в первую очередь коснется личных собственников?
В последние годы тренд на автопилотные и электрические автомобили набирает обороты. Оговоримся, что беспилотный транспорт может быть не только с электродвигателями, но также и с двигателями, работающими на ископаемом топливе.
Когда говорят о беспилотных автомобилях, чаще всего затрагивают экономические и правовые вопросы их внедрения в повседневную жизнь современного города. Однако мало кто уделяет достаточно внимания тому, что такие машины навсегда изменят понятие городской окружающей среды и повлияют на ее компоненты.
Большинство авторов, рассуждающих о возможности появления на дорогах автомобилей без водителей, чаще всего отмечают возможное снижение аварийных ситуаций на дороге. Так в McKinsey считают, что внедрение робомобилей уменьшит количество ДТП на 90%2.
Каким образом снижение аварийности на дорогах сможет благоприятно повлиять на окружающую среду в черте города? Для многих связь между небольшой аварией и охраной природы неясна, однако она имеется. Так даже при небольшом кузовном ремонте происходит негативное влияние на окружающую среду, например, от отходов, образующихся в ходе такой деятельности. Причем большая часть появившихся загрязнений опасна для окружающей среды (чаще всего это отходы II–IV классов опасности3). Например, отходы от лакокрасочных материалов могут относиться к III классу опасности, и такие вещества, попав в окружающую среду, нанесут ущерб экологии, а на восстановление баланса потребуется минимум 10 лет4.
При более серьезных авариях, которые могут повлечь повреждение автомобилей без возможности дальнейшего их восстановления, могут появиться и более опасные отходы, например, II класса опасности, такие как никель-кадмиевые аккумуляторы. При их попадании в окружающую среду восстановление от вреда, нанесенного природе, может занять более 30 лет5.