В насыщенном событиями прошлом году был еще один важный повод для раздумий о текущем и будущем. Отмечалось 90-летие Примакова — экономиста и дипломата, выдающегося мыслителя и творца большой политики. Влиятельные СМИ — «Независимая газета», портал «Свободная пресса», журнал «Международная экономика» и другие опубликовали статьи с анализом вклада академика РАН в науку, развитие российской экономики и политики.
К слову, становление самого автора статьи как профессионального исследователя пришлось на тот период, когда Примаков возглавлял Институт востоковедения АН СССР. Знание научных трудов директора такого уважаемого академического института считалось правилом хорошего тона как в среде ученых, так и в экспертном сообществе.
Среди многочисленных статей, рассматривающих творческое наследие и осмысливающих практический опыт этого выдающегося государственника, особое внимание привлекают публикации российских ученых и практиков профессора Ю. В. Пискулова и члена-корреспондента РАН, профессора Р. И. Хасбулатова. Их выступления в СМИ подробно освещают многогранную деятельность Примакова, экономиста-международника — директора ИМЭМО, руководителя МИД и службы внешней разведки и, наконец, успешного председателя правительства России. Важнейшим делом его жизни соавторы обоснованно считают деятельность по обеспечению стабильного роста отечественной экономики и устранению сдерживающих рост факторов, препятствующих становлению России как одной из ведущих мировых держав [4, 5].
Отмечая этот факт, как главный вывод проведенного соавторами исследования, профессор Пискулов подчеркивает, что в сегодняшнем «турбулентном» мире России жизненно необходима научно обоснованная стратегия социально-экономического развития. Ее отсутствие чревато принятием неверных решений [3, с.4].
В своей публикации о Примакове [1, 2, 6] соавторы подробно рассматривают теоретические и практические подходы, которые обеспечивали бы поступательное развитие российской экономики темпами, превышающими среднемировые. Они подчеркивают, что прогнозы Минэкономразвития и ЦБ РФ, тесно привязанные к прогнозам МВФ, в два с лишним раза меньше заданных президентом (4–5 %-ный экономический рост, по майскому (2018 г.) указу «О национальных целях и стратегических задачах РФ на период до 2024 года») и не обеспечивают выполнение поставленных задач.