В этой статье хочу рассмотреть основные ошибки и ограничения, затрудняющие разработку и внедрение системы KPI, а также недостатки и преимущества технологии управления по целям.
По своему опыту и разумению могу выделить 10 основных факторов, препятствующих внедрению и успешному применению системы ключевых показателей эффективности:
1. Не определены цели и стратегия предприятия. Если этого не сделать, то непонятно, от чего отталкиваться при определении функций и KPI сотрудников.
Безусловно, можно без особого труда «наклепать» какие-то показатели для любых должностей, благо сейчас полно самых разных библиотек KPI, разработанных на все случаи жизни. Но куда нас приведут эти показатели и цели, формулируемые с их помощью? Неизвестно. Скорее всего, они ускорят наше движение в никуда.
2. Хаотичные бизнес-процессы.
Если в компании не отлажены бизнес-процессы, то достигать поставленных целей будет крайне трудно и напряжно.
Это не значит, что перед разработкой и внедрением системы KPI надо обязательно делать полное описание, оптимизацию и регламентацию бизнес-процессов компании. Вовсе нет.
Достаточно создать хоть какой-то базовый порядок, прописать обязанности и взаимодействие сотрудников, разработать адекватную организационную структуру.
...Если в компании не отлажены бизнеспроцессы, то достигать поставленных целей будет крайне трудно и напряжно...
3. Слабый управленческий учет.
Внедрение системы KPI требует существенного улучшения управленческого учета и разработки новых методов контроля и измерения показателей эффективности.
Если в компании управленческий учет находится в зачаточном состоянии или вовсе отсутствует, то внедрить систему KPI с нуля будет практически невозможно.
4. Разработка «снизу вверх». Можно ли разработать систему KPI «снизу вверх», то есть исходя из целей и удобства подразделений и сотрудников? Конечно, можно! Более того, это сделать гораздо проще и быстрее. Так в чем же дело? А дело в том, что в этом случае эффект получится обратный. Вместо того чтобы бороться с рассеиванием целей, подобная «система KPI» будет, напротив, успешно способствовать рассеиванию целей, ибо в такой компании будут пышным цветом расцветать бюрократия, конфликты и автаркия.