Без достаточно мотивированного персонала организация не сможет получать тех результатов, ради которых она была создана. Стоит сказать, что классические учебники по управлению персоналом рассматривают в основном стандартные (общепринятые виды мотивации), к ним следует относить те, что применяются большинством организаций, — это заработная плата и социальный пакет, благодарности, награды, профессиональное обучение и т. д.
Но на практике существуют и такие организации, которые придумывают новые, нестандартные способы мотивации персонала, разрабатывая их не по учебникам менеджмента, тем самым выходя за рамки общепринятых мер. Ведь необходимо оперативно реагировать на изменения как внешней среды, так и внутренней, в свою очередь, придумывать новые способы мотивации, потому что традиционные не всегда срабатывают. В данной статье попробуем разобраться, как это может быть осуществимо на практике и насколько нестандартные формы мотивации могут быть целесообразны.
Прежде чем приступить к изучению данной темы, необходимо понять, что же из себя представляет понятие мотивации?
Следует отметить, что множество литературы по проблеме мотивации персонала организации сопровождается обилием точек зрения на их природу, что для некоторых психологов является основой разговоров о практической неразрешимости данного вопроса. При этом столь пристальное внимание посвящено анализу причин расхождения авторов в понимании сущности мотивации, а это, как правило, либо простое изложение взглядов других авторов на проблему, либо чересчур поверхностная критика всех отличных от собственной точек зрения идея.
По нашему мнению, более лаконично в своих научных трудах определение мотивации дает М. Х. Мескон. Итак, мотивация — это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации.
Значение мотивации определяется тем, как и отмечалось выше, чторуководители, опираясь на нее, имеют возможность добиться от своих сотрудников соответствующего целям организации поведения. Если уровень мотивации сотрудников к достижению организационных целей недостаточен, то первым делом крайне необходимо пересмотреть формы мотивирования персонала.