Торговля, безусловно, является одной из наиболее важных отраслей для экономики России, что подтверждается ее высокой ролью в формировании основных экономических показателей. В 2020 г. в торговле было сформировано 13,1% ВВП и на долю данной отрасли пришлось 12,5% налогов и сборов в бюджеты разных уровней. Кроме того, торговля делает значительный вклад в обеспечение занятости населения: в 2020 г. в данной сфере трудилось 18,8% работающего населения [1]. Также необходимо отметить высокую социальную значимость торговли. Благодаря данной отрасли удовлетворяется спрос населения на потребительские товары, создаются максимально комфортные условия для покупок, что в конечном счете обеспечивает повышение качества жизни населения.
Однако возможности для реализации социально-экономического потенциала отрасли во многом зависят от условий той территории, на которой функционирует торговля. На осуществление торгово-хозяйственной деятельности в отдельных регионах страны влияет множество факторов, среди которых наиболее важными являются климатические условия, наличие и удобство транспортных путей, состояние логистической и торговой инфраструктуры, численность населения и его среднедушевые доходы, развитие сети Интернет, особенности регионального государственного регулирования торговой деятельности и другое. Перспективы развития торговли, несомненно, определяются тем, насколько благоприятным образом эти факторы сложились на определенной территории. Отличия условий для ведения торговой деятельности в разных регионах ведут к появлению региональных особенностей и зачастую диспропорций в развитии торговли, что в конечном счете влияет на качество жизни населения, проживающего на соответствующей территории. Этим обусловлена актуальность исследования различий в развитии торговли в федеральных округах РФ.
Целью данной работы стало изучение различий в уровне развития торговли в различных федеральных округах России, определение состава отстающих округов и разработка рекомендаций по сглаживанию территориальных диспропорций в развитии торговли.