По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.132 DOI:10.33920/VNE-03-2205-01

Различия в развитии внутренней торговли в федеральных округах России

Каращук О.С. кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры торговой политики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Больдясов А.И. студент Высшей школы экономики и бизнеса Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Различия в развитии торговли в отдельных регионах России создают диспропорции в удовлетворении спроса на потребительские товары и услуги жителей страны, проживающих на различных территориях. Последствия таких различий выражаются в негативных явлениях в экономике, в том числе миграции населения в регионы с лучшими условиями потребления. Поэтому целью данной статьи стало изучение различий в уровне развития торговли в федеральных округах России, определение состава отстающих округов и разработка предложений по сглаживанию территориальных диспропорций в развитии торговли. Для определения различий в развитии торговли использовалась официальная статистическая информация России по федеральным округам. Методы исследования, применяемые в работе, включали сравнение и оценку динамики. Также в статье рассматривались причины непропорциональности развития торговли в разных частях страны. По результатам проведенного исследования были предложены рекомендации по преодолению региональных диспропорций развития торговли России. Такие предложения включали создание системы оптовых продовольственных рынков на основе государственно-частного партнерства согласно принятым государственным программам, а также пересмотр системы и ставок налогов в пользу региональных и местных бюджетов.

Литература:

1. Торговля в России 2021 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru / folder / 210 / document / 13233 (дата обращения: 22.04.2022)

2. Гусев А. Ослабленная экономическая интеграция регионов России — угроза территориальной целостности страны // Общество и экономика. 2011. № 10. С. 50–66.

3. Шхагошев Р.В., Панасенко С.В., Полочанская О. Г. Антикризисное управление территорией // монография / Ставрополь, 2009.

4. Болычев О.Н. Опыт экономико-географического анализа дифференциации субъектов РФ по уровню и динамике развития розничной торговли // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. 2018. № 1. С. 19–29.

5. Куренкова В.П. Направления развития розничных предприятий в современных экономических условиях // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 1 (76). С. 105–114.

6. Васильчук Е.С., Рухманова Н.А., Михеева А.В. Анализ и оценка тенденций развития розничной торговли в регионе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 1 (27). С. 32–39.

7. Серебрякова Н.А., Грищенко Н.В., Ольховиков А.А. Торговля как индикатор социального и экономического развития // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2018. Т. 80. № 1 (75). С. 364–368.

8. Горянинская О.А., Малахов Р. Г. Розничные торговые сети как фактор регионального развития // Фундаментальные исследования. 2016. № 11–2. С. 367–372.

9. Майорова Е.А. Анализ развития сетевой торговли в регионах России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 216–218.

10. Леонова Ю. Г. Современные тенденции развития розничной торговли с учетом текущей рыночной ситуации // Экономика и предпринимательство. 2021. № 12 (137). С. 875–880.

11. Алексина С.Б. Пути трансформации системы взаимоотношений поставщиков FMCG и розничных торговых сетей в России // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3425–3436.

12. ЕМИСС [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.fedstat.ru / (дата обращения: 21.04.2022)

13. Росстат [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru / (дата обращения: 24.04.2022)

14. Современная сеть хранения и переработки пищевой продукции в Центральном федеральном округе: монография / О.К. Атюкова, Г.А. Белозёров, В.Н. Иванова [и др.]; под ред. д-ра экон. наук В.Н. Ивановой. — Москва: Финансы и статистика, 2017. — 208 с.

15. Проект «Стратегии развития торговли в РФ до 2025 года» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://minprom.samregion.ru / wp-content / uploads / sites / 9 / 2019 / 10 / proekt-Strategii-razvitiya-torgovli-v-RF.pdf (дата обращения: 18.04.2022)

16. Бабушкин В.А., Климентова Э.А., Свиридов Д.О. Особенности и эффективность господдержки развития региональных оптово-распределительных центров // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2016. № 4. С. 81–85.

17. Куренкова В.П. Государственное регулирование торговли в условиях отсутствия отраслевого подхода // Экономика и предпринимательство. 2019. № 10 (111). С. 144–149.

18. Кравченко Е.С. Стратегические альтернативы цифровой трансформации бизнес-моделей предприятий сферы услуг // В книге: Обеспечение экономической безопасности и эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Монография. Под общей редакцией В.В. Красновой. Донецк, 2021. С. 254–273.

19. Krasil'nikova E. A., Mayorova E.A., Nikishin A. F., Pankina T.V. Investment Activity in Russia's Regions // European Research Studies Journal. 2017. Т. 20. № 4B. С. 509–521.

20. Красильникова Е.А., Никишин А.Ф. Региональный ритейл Российской Федерации: тенденции и перспективы // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 763–774.

1. Torgovlia v Rossii 2021 [Trade in Russia 2021] [Electronic resource] — Available at: https://rosstat.gov.ru / folder / 210 / document / 13233 (accessed: 04 / 22 / 2022). (In Russ.)

2. Gusev A. Oslablennaia ekonomicheskaia integratsiia regionov Rossii — ugroza territorialnoi tselostnosti strany [Weakened economic integration of Russian regions — a threat to the territorial integrity of the country] // Obshchestvo i ekonomika [Society and Economics]. 2011. No. 10. P. 50–66. (In Russ.)

3. Shkhagoshev R.V., Panasenko S.V., Polochanskaia O. G. Antikrizisnoe upravlenie territoriei [Anti-crisis management of the territory] // monograph / Stavropol, 2009. (In Russ.)

4. Bolychev O. N. Opyt ekonomiko-geograficheskogo analiza differentsiatsii subiektov RF po urovniu i dinamike razvitiia roznichnoi torgovli [Experience of economicgeographical analysis of the differentiation of subjects of the Russian Federation in terms of the level and dynamics of the development of retail trade]. Vestnik Baltiiskogo federalnogo universiteta im. I. Kanta [Bulletin of the I. Kant Baltic Federal University]. Series: Natural and medical sciences. 2018. № 1. P. 19–29. (In Russ.)

5. Kurenkova V. P. Napravleniia razvitiia roznichnykh predpriiatii v sovremennykh ekonomicheskikh usloviiakh [Directions for the development of retail enterprises in modern economic conditions] // Vestnik Severo-Kavkazskogo federalnogo universiteta [Bulletin of the North Caucasian Federal University]. 2020. No. 1 (76). P. 105–114. (In Russ.)

6. Vasilchuk E. S., Rukhmanova N. A., Mikheeva A.V. Analiz i otsenka tendentsii razvitiia roznichnoi torgovli v regione [Analysis and assessment of trends in the development of retail trade in the region] // Innovatsionnaia ekonomika: perspektivy razvitiia i sovershenstvovaniia [Innovative Economy: Prospects for Development and Improvement]. 2018. No. 1 (27). P. 32–39. (In Russ.)

7. Serebriakova N. A., Grishchenko N.V., Olkhovikov A. A. Torgovlia kak indikator sotsialnogo i ekonomicheskogo razvitiia [Trade as an indicator of social and economic development] // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologii [Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies]. 2018. Vol. 80. № 1 (75). P. 364–368. (In Russ.)

8. Gorianinskaia O. A., Malakhov R. G. Roznichnye torgovye seti kak faktor regionalnogo razvitiia [Retail trade networks as a factor of regional development] // Fundamentalnye issledovaniia [Fundamental Research]. 2016. No. 11–2. P. 367–372. (In Russ.)

9. Maiorova E. A. Analiz razvitiia setevoi torgovli v regionakh Rossii [Analysis of the development of network trading in the regions of Russia] // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientific Research: Economics and Management]. 2019. Vol. 8. No. 1 (26). P. 216–218. (In Russ.)

10. Leonova Iu. G. Sovremennye tendentsii razvitiia roznichnoi torgovli s uchetom tekushchei rynochnoi situatsii [Modern trends in the development of retail trade, taking into account the current market situation] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2021. No. 12 (137). P. 875–880. (In Russ.)

11. Aleksina S. B. Puti transformatsii sistemy vzaimootnoshenii postavshchikov FMCG i roznichnykh torgovykh setei v Rossii [Ways of Transforming the Relationship between FMCG Suppliers and Retail Chains in Russia] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. № 11. P. 3425–3436. (In Russ.)

12. EMISS [Electronic resource] — Available at: https://www.fedstat.ru / (accessed: 04 / 21 / 2022). (In Russ.)

13. Rosstat [Electronic resource] — Available at: https://rosstat.gov.ru / (accessed: 04 / 24 / 2022). (In Russ.)

14. Sovremennaia set khraneniia i pererabotki pishchevoi produktsii v Tsentralnom federalnom okruge [Modern network of storage and processing of food products in the Central Federal District]: monograph / O. K. Atiukova, G. A. Belozerov, V. N. Ivanova [et al.]; ed. PhD in Economics V.N. Ivanova. — Moscow: Finance and statistics, 2017. — 208 p. (In Russ.)

15. Proekt «Strategii razvitiia torgovli v RF do 2025 goda» [The project «Strategies for the development of trade in the Russian Federation until 2025»] [Electronic resource] — Available at: https://minprom.samregion.ru / wp-content / uploads / sites / 9 / 2019 / 10 / proekt-Strategii-razvitiya-torgovli-v-RF. pdf (accessed: 18.04.2022). (In Russ.)

16. Babushkin V. A., Klimentova E. A., Sviridov D.O. Osobennosti i effektivnost gospodderzhki razvitiia regionalnykh optovo-raspredelitelnykh tsentrov [Features and effectiveness of state support for the development of regional wholesale distribution centers] // Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Michurinsky State Agrarian University]. 2016. No. 4. P. 81–85. (In Russ.)

17. Kurenkova V. P. Gosudarstvennoe regulirovanie torgovli v usloviiakh otsutstviia otraslevogo podkhoda [State regulation of trade in the absence of an industry approach] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2019. No. 10 (111). P. 144–149. (In Russ.)

18. Kravchenko E. S. Strategicheskie alternativy tsifrovoi transformatsii biznes-modelei predpriiatii sfery uslug [Strategic alternatives for digital transformation of business models of service enterprises] // In the book: Obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti i effektivnosti deiatelnosti subiektov khoziaistvovaniia [Ensuring economic security and efficiency of business entities]. Monograph. Under the general editorship of V.V. Krasnova. Donetsk, 2021. P. 254–273. (In Russ.)

19. Krasilnikova E. A., Mayorova E. A., Nikishin A. F., Pankina T.V. Investment Activity in Russia's Regions // European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20. № 4B. P. 509–521.

20. Krasilnikova E. A., Nikishin A. F. Regionalnyi riteil Rossiiskoi Federatsii: tendentsii i perspektivy [Regional retail of the Russian Federation: trends and prospects] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. № 3. P. 763–774.

Торговля, безусловно, является одной из наиболее важных отраслей для экономики России, что подтверждается ее высокой ролью в формировании основных экономических показателей. В 2020 г. в торговле было сформировано 13,1% ВВП и на долю данной отрасли пришлось 12,5% налогов и сборов в бюджеты разных уровней. Кроме того, торговля делает значительный вклад в обеспечение занятости населения: в 2020 г. в данной сфере трудилось 18,8% работающего населения [1]. Также необходимо отметить высокую социальную значимость торговли. Благодаря данной отрасли удовлетворяется спрос населения на потребительские товары, создаются максимально комфортные условия для покупок, что в конечном счете обеспечивает повышение качества жизни населения.

Однако возможности для реализации социально-экономического потенциала отрасли во многом зависят от условий той территории, на которой функционирует торговля. На осуществление торгово-хозяйственной деятельности в отдельных регионах страны влияет множество факторов, среди которых наиболее важными являются климатические условия, наличие и удобство транспортных путей, состояние логистической и торговой инфраструктуры, численность населения и его среднедушевые доходы, развитие сети Интернет, особенности регионального государственного регулирования торговой деятельности и другое. Перспективы развития торговли, несомненно, определяются тем, насколько благоприятным образом эти факторы сложились на определенной территории. Отличия условий для ведения торговой деятельности в разных регионах ведут к появлению региональных особенностей и зачастую диспропорций в развитии торговли, что в конечном счете влияет на качество жизни населения, проживающего на соответствующей территории. Этим обусловлена актуальность исследования различий в развитии торговли в федеральных округах РФ.

Целью данной работы стало изучение различий в уровне развития торговли в различных федеральных округах России, определение состава отстающих округов и разработка рекомендаций по сглаживанию территориальных диспропорций в развитии торговли.

Для Цитирования:
Каращук О.С., Больдясов А.И., Различия в развитии внутренней торговли в федеральных округах России. Лизинг. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: