По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22 DOI:10.33920/pol-2-2012-05

Разграничение государственно-служебных отношений и отношений, связанных с государственной службой, как сфер регулирования служебного и трудового права

Пресняков Михаил Вячеславович д-р юрид. наук, доцент, профессор кафедры служебного и трудового права Поволжского института управления им. П. А.Столыпина — филиала РАНХиГС, г. Саратов
Чаннов Сергей Евгеньевич д-р юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой служебного и трудового права Поволжского института управления им. П. А.Столыпина — филиала РАНХиГС, профессор кафедры таможенного, административного и финансового права Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

В статье анализируются вопросы выделения различных видов служебных отношений в контексте регулирования их служебным и трудовым законодательством. Авторы приходят к выводу о допустимости выделения различных видов служебных отношений, в том числе собственно государственно-служебных и связанных со службой. В перспективе данная классификация может стать основой для разграничения сфер регулирования служебного и трудового права, однако в настоящее время действующее законодательство не позволяет проводить указанное разделение таким образом.

Литература:

1. Юсупов В.А. Теория административного права. — М., 1985. — С. 44; Коренев А.П. Административное право России. — Ч. 1. — M., 1997. — С. 30–31; Маноxин В.М. Нужны основы законодательства о службе Российской Федерации // Государство и право. — 1997. — № 9. — С. 9.

2. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. — Екатеринбург, 2005. — С. 121.

3. Добробаба М.Б. Дисциплинарная ответственность в системе государственно-служебных правоотношений: Дис. д-ра юрид. наук. — Саратов, 2017. — С. 166–167.

4. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. — Екатеринбург, 2005. — С. 126.

5. Бегичев Б.К. Особенности правового положения служащих как субъектов трудового права // Сборник ученых трудов. — Вып. 4. — Свердловск, 1964. — С. 167.

6. Дедкова Т.А. Особенности регулирования труда государственных служащих администрации субъекта Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Томск, 2000. — С. 9.

7. Гришковец А.А. Государственная гражданская служба: вопросы соотношения административного и трудового права. Часть 2 // Кадровик. — 2020. — № 10. — С. 42–52.

8. Трудовое право: Учебник для прикладного бакалавриата / Под ред. В.Л. Гейхмана. — М.: Юрайт, 2015. — 407 с.; Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Трудовое право России: Учебник. — М.: Юрист, 2007. — С. 22–23.

Как известно, урегулированные правом отношения, возникающие в различных сферах общественной жизни, имеют различную специфику. Это позволяет разделять возникающие при их урегулировании юридическими нормами правоотношения на конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовноправовые и т.д. Служебные правоотношения, таким образом, также являются разновидностью правоотношений и имеют определенные специфические черты, позволяющие отличить их от других правоотношений.

Основой для понимания сущности служебных правоотношений выступает то, что они возникают в процессе служебной деятельности государственных и муниципальных служащих и урегулированы нормами законодательства о государственной и муниципальной службе. Однако сами по себе общественные отношения в сфере государственной и муниципальной службы являются, с одной стороны, достаточно обширными, с другой — неоднородными.

Данный вопрос достаточно давно изучается различными специалистами в области государственной службы, в первую очередь представителями наук административного и трудового права. Проводя разделение по содержанию отношений государственной службы, целый ряд ученых обосновали точку зрения, в соответствии с которой они делятся на две основные группы:

1) отношения, складывающиеся в процессе организации государственной службы (в связи с подготовкой, подбором и расстановкой кадров, установлением статуса государственной должности, а также в связи с замещением должностей);

2) отношения, складывающиеся в ходе практического осуществления государственной службы (в процессе деятельности работника внутри государственного органа, где он занимает штатную должность; в процессе организации рабочего времени и времени отдыха, дисциплины и оплаты труда и пр.).

Основой для понимания сущности служебных правоотношений выступает то, что они возникают в процессе служебной деятельности государственных и муниципальных служащих и урегулированы нормами законодательства о государственной и муниципальной службе.

Для Цитирования:
Пресняков Михаил Вячеславович, Чаннов Сергей Евгеньевич, Разграничение государственно-служебных отношений и отношений, связанных с государственной службой, как сфер регулирования служебного и трудового права. Вопросы трудового права. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: