Как известно, урегулированные правом отношения, возникающие в различных сферах общественной жизни, имеют различную специфику. Это позволяет разделять возникающие при их урегулировании юридическими нормами правоотношения на конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовноправовые и т.д. Служебные правоотношения, таким образом, также являются разновидностью правоотношений и имеют определенные специфические черты, позволяющие отличить их от других правоотношений.
Основой для понимания сущности служебных правоотношений выступает то, что они возникают в процессе служебной деятельности государственных и муниципальных служащих и урегулированы нормами законодательства о государственной и муниципальной службе. Однако сами по себе общественные отношения в сфере государственной и муниципальной службы являются, с одной стороны, достаточно обширными, с другой — неоднородными.
Данный вопрос достаточно давно изучается различными специалистами в области государственной службы, в первую очередь представителями наук административного и трудового права. Проводя разделение по содержанию отношений государственной службы, целый ряд ученых обосновали точку зрения, в соответствии с которой они делятся на две основные группы:
1) отношения, складывающиеся в процессе организации государственной службы (в связи с подготовкой, подбором и расстановкой кадров, установлением статуса государственной должности, а также в связи с замещением должностей);
2) отношения, складывающиеся в ходе практического осуществления государственной службы (в процессе деятельности работника внутри государственного органа, где он занимает штатную должность; в процессе организации рабочего времени и времени отдыха, дисциплины и оплаты труда и пр.).
Основой для понимания сущности служебных правоотношений выступает то, что они возникают в процессе служебной деятельности государственных и муниципальных служащих и урегулированы нормами законодательства о государственной и муниципальной службе.