По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.896–053.2–08 (045) DOI:10.33920/med-01-2308-01

Расстройства аутистического спектра у детей: основные проблемы и пути решения

Филиппова Наталья Валерьевна доцент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, кандидат медицинских наук, г. Саратов, e-mail: natdoc@mail.ru, ORCID 0000-0002-3380-5935
Барыльник Юлия Борисовна заведующая кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор, г. Саратов, e-mail: juljab@yandex.ru, ORCID 0000-0001-6837-5894
Камышонкова Мария Алексеевна клинический ординатор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, e-mail: mar19970506@mail.ru, ORCID 0000-0003-0770-4134
Атапина Екатерина Алексеевна клинический ординатор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, e-mail: ekaeka2020@bk.ru, ORCID 0000-0001-6582-0411

В последние десятилетия во всем мире наблюдается рост количества детей, страдающих расстройствами аутистического спектра (РАС), что определяет высокую актуальность ранней диагностики этих расстройств для своевременного лечения и коррекции. Однако диагностические критерии РАС предполагают оценку у ребенка определенных психомоторных навыков, которые созревают гораздо позже, чем необходимо для своевременной постановки диагноза, поэтому довольно часто окончательный диагноз выставляется лишь к 5–7 годам. Новые клинические рекомендации предполагают, что первичный скрининг должен проводиться врачом-педиатром, однако практика показывает, что в реальности этого не происходит. Причинами этому являются не только противоречие в диагностических критериях, но и действующая классификация МКБ-10, которая в полной мере не отражает патогенетические процессы в организме ребенка. Вместе с тем, новые клинические рекомендации признают роль генетических нарушений и эпигенетических факторов в развитии расстройств аутистического спектра. В настоящее время насчитывается более 100 генов, ассоциированных с РАС. Именно поэтому расстройства аутистического спектра необходимо рассматривать с точки зрения патогенетических изменений в организме ребенка, во многих случаях наследственного характера, что позволит предложить своевременные и эффективные методы диагностики, лечения и коррекции.

Литература:

1. Autism Spectrum Disorder, Child Assessment Service, Department of Health Hong Kong Special Administrative Region Government, Copyright, June. 2017; 1 (2):2–3.

2. Levy S. E., Hyman S. L. Complementary and alternative medicine treatments for children with autism spectrum disorders. Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2017; 24 (1): 117–143.

3. Григоренко Е.Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. 2018; 1 (2): 55–56.

4. Мукаетова-Ладинская Е.Б., Симашкова Н.В., Мукаетова М.С., Иванов М.В., Бокша И.С. Расстройства аутистического спектра у детей и взрослых: подходы к проблеме в разных странах. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018; 118 (12): 9299. doi: 10.17116/jnevro201811812192

5. Воронков Б.В., Рубина Л.П. Аутизм. Диагностика у взрослых и детей. Л.: Наука и техника, 2018. 224 с.

6. Клинические рекомендации. Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация. Адрес доступа: https://autism-frc.ru/ (дата обращения: 08.12.2022).

7. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему. Социальная и клиническая психиатрия. 2014; 24 (3): 96–101.

8. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Генетические факторы в этиопатогенезе расстройств аутистического спектра. Социальная и клиническая психиатрия, 2014; 24 (1): 96–100.

9. Pisula E., Ziegart-Sadowska K. Broader Autism Phenotype in Siblings of Children with ASD — A Review. International Journal of Molecular Sciences, 2015; 16 (9): 13217–13258. doi:10.3390/ijms160613217

10. Bolton P. F., Pickles A., Murphy M., Rutter M. Autism, affective and other psychiatric disorders: patterns of familial aggregation. Psychol Med. 1998; 28 (2): 385–395. doi: 10.1017/s0033291797006004

11. Забозлаева И.В., Телешева Л.Ф., Малинина Е.В. Нейробиологические маркеры аутистических расстройств. Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2016; 2 (13): 40–48. doi:616.89–008.48–053.3

12. Макаров И.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. Л.: Наука и техника, 2021. 992 с.

13. Приказ Минздрава РФ от 13.06.2019 N 396н «О внесении изменений в порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. N 514н» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.10.2019 N 56120) [Электронный ресурс]. URL:https://minjust. consultant.ru/special/documents/document/44211 (дата обращения: 12.12.2022)

14. Божкова Е.Д., Баландина О.В., Коновалов А.А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы. Современные технологии в медицине. 2020; 12 (2): 111–120. doi: 10.17691/stm2020.12.2

15. Loomes R., Hull L., Mandy W.P. L. What is the male-to-female ratio in autism spectrum disorder? A systematic review and metaanalysis. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry, 2017; 56 (6): 466–474. doi: 10.1016/j.jaac.2017.03.013

16. Robins D., Fein D., Barton M. Modified Checklist for Autism in Toddlers, Revised, with Follow-Up (M–CHAT-R/F). Russian translation: Antonina Steinberg & Igor Shpitsberg, 2009; 1 (2): 3–25.

17. Watson L., Crais, E.R. Translating Between Research and Practice in Serving Infants at Risk for ASD. American Speech‐Language‐ Hearing Association: Perspectives on Language Learning and Education, 2013; 20 (1): 4‐13.

18. Соляник М.А., Кидяева А.В., Снедков Е.В. Обследование пациента психиатрического профиля: учебное пособие. 2014; 1 (2): 25–27.

19. Suggested Citation: Macferran K., Major N., Fussel J., High P. Differential and Etio-Developed for the Autism Case Training: A Developmental-Behavioral Pediatrics Curriculum. 2011; 21 (1), 34–35. doi: 10.1014/j.jaac.2017.02.014

20. Башина В.М., Симашкова Н.В. Аутизм в детстве. Лечение и реабилитация. М.: Медицина, 1999: 171–206.

21. Сорокин В.М. Психологическое содержание реакций родителей на факт рождения больного ребенка. Вестник Санкт-Петербургского университета, 2008; 12 (3): 166.

22. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. 2006; 2 (1): 285–287.

23. Семенова Н.Д., Психологические факторы в лечении и реабилитации психически больных: формирование мотивации и специальные мотивирующие воздействия. Психология и педагогика служебной деятельности. 2022; 1 (2): 71–78. doi: 10.24412/2658-638Х-2022-1-71-78

24. Моисеева К. Е., Харбедия Ш.Д., Алексеев М.А. Некоторые результаты оценки организации медико-социальной помощи инвалидам. Территория инноваций. 2017; 4 (8): 105–111.

25. Моисеева К. Е., Харбедия Ш.Д., Алексеев М.А. Медико-социальная характеристика инвалидов-колясочников и оценка ими качества доступной среды. Сборник статей международной научно-практической конференции. 2017; 12 (3): 39–41.

26. Мальцева Ю.Н., Шмонин Е.В., Мельникова Е.В. Феномен «семейной инвалидности» или депрессии у родственников, ухаживающих за пациентами с ограниченными возможностями. Ученые записки Павловского университета. 2016; 23 (3): 40–43. doi: 10.24884/1607-4181-2016-23-3-40-43

27. Даутова К.А., Диханбаева Г.А. Проблема семей, имеющих детей инвалидов. Вестник КЗНМУ. 2018; 1 (2): 4–5.

28. McStay R. L., Dissanayake C., Scheeren A., Koot H.M., Begeer S. Parenting stress and autism: the role of age, autism severity, quality of life and problem behaviour of children and adolescents with autism. Autism. 2014; 18 (5): 502–505. doi: 10.1177/1362361313485163

29. Шабанова Е.В. Особенности системы детско-родительских и супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра. Вестник СПБГУ. 2013; 12 (3): 5–7.

30. Plyskina N., Kokhan. S. T., Romanova E.V., Skaliy A., Skaliy D.T. Psychological support for parents raising children with autism spectrum disorder. Revista de Humanidades y Ciencias Sociales, 2020; 7 (4): 227–243.

31. Барденштейн Л.М., Славгородский Я.М., Молодецких А.В., Алешкина Г.А. Основы психофармакотерапии. Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов. 2018; 1: 83–86

32. Шабанова Б.А. Особенности педагогической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования. Вестник КазНПУ им. Абая, серия «Специальная педагогика». 2021; 1 (64): 1.

33. Fallah M. S., Shaikh M.R., Neupane B., Rusiecki D., Bennett T.A., Beyene J. Atypical Antipsychotics for Irritability in Pediatric Autism: A Systematic Review and Network Meta-Analysis.J Child Adolesc Psychopharmacol. 2019; 29 (3): 168–180. doi: 10.1089/ cap.2018.0115

34. Bartram L.A., Lozano J., Coury D. L. Aripiprazole for treating irritability associated with autism spectrum disorders., Expert Opin Pharmacother. 2019; 20 (12): 1421–1427. doi: 10.1080/14656566.2019.1626825

35. DeVane C. L., Charles J.M., Abramson R.K., Williams J.E., Carpenter L.A., Raven S., Gwynette F., Stuck C.A., Geesey M.E., Bradley C., Donovan J. L., Hall A.G., Sherk S.T., Powers N.R., Spratt E., Kinsman A., Kruesi M.J., Bragg J. E. Jr. Pharmacotherapy of Autism Spectrum Disorder: Results from the Randomized BAART Clinical Trial. Pharmacotherapy. 2019; 9 (6): 626–635. doi: 10.1002/phar.2271

36. Maniram J., Karrim S.B. S., Oosthuizen F., Wiafe E. Pharmacological Management of Core Symptoms and Comorbidities of Autism Spectrum Disorder in Children and Adolescents: A Systematic Review. Neuropsychiatr Dis Trea. 2022; 7 (18): 1629–1644. doi: 10.2147/NDT.S371013

37. Persico A. M., Ricciardello A., Lamberti M., Turriziani L., Cucinotta F., Brogna C., Vitiello B., Arango C. The pediatric psychopharmacology of autism spectrum disorder: A systematic review — Part I: The past and the present. Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. 2021; 30 (110): 110326. doi: 10.1016/j.pnpbp. 2021.110326

38. Poustka L., Banaschewski T., Poustka F. Psychopharmakologie autistischer Störungen [Psychopharmacology of autism spectrum disorders]. Nervenarzt, 82 (5): 582–589. German. doi: 10.1007/s00115-010-3238-7

39. Епифанов В.А. Основы реабилитации. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020: 244–270.

40. Васягина Н.Н., Григорян Е.Н., Казаева Е.А. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования. Национальный психологический журнал. 2018; 2 (30): 92–101. doi: 10.11621/npj.2018.0210

41. Орлова Е.А., Чемоданова Д.И. Метод анализа вербального поведения в обучении и психологическом сопровождении детей с нарушениями аутистического спектра. Мир науки, культуры, образования. 2016; 2 (57): 2–3.

42. Yu Q., Li E., Li L., Liang W. Efficacy of Interventions Based on Applied Behavior Analysis for Autism Spectrum Disorder: A MetaAnalysis. Psychiatry Investig. 2020; 17 (5): 432–443. doi: 10.30773/pi.2019.0229

43. Блажевич А.В. Специфика логопедической работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Омский психиатрический журнал. 2019; 2 (10): 22–24

44. Bozhkova E.D., Balandina O.V., Konovalov A.A. Autism Spectrum Disorders: State-of-the-Art.CTM. 2020; 12 (2): 111–116. doi: 10.17691/stm2020.12.2.14

45. Докукина Т.В., Митюкова Т.А., Осипчик С.И., Тукало М.И., Полулях О. Е., Григорьева Н.К., Марчук С.А., Алыко Т.Н., Лапыш О.М., Трущенко М.Н., Богданович И.П., Короткевич Т.В., Болгарина Л.Н. Транскраниальная магнитная стимуляция в лечении ребенка с аутизмом. Неврология и нейрохирургия. Восточная Европа.2020, 10 (4): 586–596. doi:10.34883/PI.2020.10.4.041

46. Гаврилов Т.А., Маджидова Я.Н., Хусенова Н. Т. Клиническая эффективность микротоковой рефлексотерапии в коррекции поведенческих расстройств у детей с аутизмом. Вестник национального детского медицинского центра. 2022, 2 (1): 44–50.

47. Галянт И. Г., Усманова Г. З. Метод томатиса как средство инклюзивного образования. Педагогика и психология. Теория и практика. 2020, 3 (29): 48–50. doi: 10.1002/ajmg.b.31032

48. Wermter A.K., Kamp-Becker I., Hesse P., Schulte-Körne G., Strauch K., Remschmidt H. Evidence for the involvement of genetic variation in the oxytocin receptor gene (OXTR) in the etiology of autistic disorders on high-functioning level. Am J Med Genet B Neuropsychiatr Genet.2010; 5; 153B (2): 629–639.doi: 10.1002/ajmg.b.31032

49. Филиппова Н.В., Кормилицина А.С. Мозговой нейротрофический фактор как биомаркер расстройств аутистического спектра. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015; 5 (12): 1700–1701.

50. Скворцов И.А., Ермоленко Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. МЕДпресс-информ, 2003: 204–222.

1. Autism Spectrum Disorder, Child Assessment Service, Department of Health Hong Kong Special Administrative Region Government, Copyright, June. 2017; 1 (2):2–3.

2. Levy S. E., Hyman S. L. Complementary and alternative medicine treatments for children with autism spectrum disorders. Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2017; 24 (1): 117–143.

3. Grigorenko E. L. Rasstroistva autisticheskogo spektra. Vvodnyi kurs [Autism spectrum disorders. Introductory course]. 2018; 1 (2): 55–56. (In Russ.)

4. Mukaetova-Ladinskaia E.B., Simashkova N.V., Mukaetova M. S., Ivanov M.V., Boksha I. S. Rasstroistva autisticheskogo spektra u detei i vzroslykh: podkhody k probleme v raznykh stranakh [Autism spectrum disorders in children and adults: approaches to the problem in different countries]. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova [Journal of Neurology and Psychiatry named after S. S. Korsakov]. 2018; 118 (12): 92 99. doi: 10.17116/jnevro201811812192 (In Russ.)

5. Voronkov B.V., Rubina L.P. Autizm. Diagnostika u vzroslykh i detei [Autism. Diagnosis in adults and children]. Leningrad: Science and technology, 2018. 224 p. (In Russ.)

6. Klinicheskie rekomendatsii. Rasstroistva autisticheskogo spektra v detskom vozraste: diagnostika, terapiia, profilaktika, reabilitatsiia [Clinical recommendations. Autism spectrum disorders in childhood: diagnosis, therapy, prevention, rehabilitation]. Available at: https://autism-frc.ru/ (accessed: 12/08/2022). (In Russ.)

7. Filippova N.V., Barylnik Iu.B. Epidemiologiia autizma: sovremennyi vzgliad na problemu [Epidemiology of autism: a modern view of the problem]. Sotsialnaia i klinicheskaia psikhiatriia [Social and Clinical Psychiatry]. 2014; 24 (3): 96–101. (In Russ.)

8. Filippova N.V., Barylnik Iu.B. Geneticheskie faktory v etiopatogeneze rasstroistv autisticheskogo spektra [Genetic factors in the etiopathogenesis of autism spectrum disorders]. Sotsialnaia i klinicheskaia psikhiatriia [Social and Clinical Psychiatry]. 2014; 24 (1): 96–100. (In Russ.)

9. Pisula E., Ziegart-Sadowska K. Broader Autism Phenotype in Siblings of Children with ASD — A Review. International Journal of Molecular Sciences, 2015; 16 (9): 13217–13258. doi:10.3390/ijms160613217

10. Bolton P. F., Pickles A., Murphy M., Rutter M. Autism, affective and other psychiatric disorders: patterns of familial aggregation. Psychol Med. 1998; 28 (2): 385–395. doi: 10.1017/s0033291797006004

11. Zabozlaeva I.V., Telesheva L. F., Malinina E.V. Neirobiologicheskie markery autisticheskikh rasstroistv [Neurobiological markers of autistic disorders]. [Vestnik soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Cheliabinskoi oblasti Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk region]. 2016; 2 (13): 40–48. doi:616.89–008.48–053.3 (In Russ.)

12. Makarov I.V. Psikhiatriia detskogo vozrasta. Rukovodstvo dlia vrachei [Psychiatry of childhood. Guide for doctors]. Leningrad: Science and technology, 2021. 992 p. (In Russ.)

13. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of June 13, 2019 N 396n «On Amendments to the Procedure for Conducting Preventive Medical Examinations of Minors, approved by Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of August 10, 2017 N 514n» (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on October 3, 2019 N 56120) [Electronic resource]. Available at: https://minjust.consultant.ru /special/documents/document/44211 (accessed: 12/12/2022) (In Russ.)

14. Bozhkova E.D., Balandina O.V., Konovalov A.A. Rasstroistva autisticheskogo spektra: sovremennoe sostoianie problemy [Autism spectrum disorders: the current state of the problem]. Sovremennye tekhnologii v meditsine [Modern Technologies in Medicine]. 2020; 12 (2): 111–120. doi: 10.17691/stm2020.12.2 (In Russ.)

15. Loomes R., Hull L., Mandy W.P. L. What is the male-to-female ratio in autism spectrum disorder? A systematic review and meta-analysis. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry, 2017; 56 (6): 466–474. doi: 10.1016/j.jaac.2017.03.013

16. Robins D., Fein D., Barton M. Modified Checklist for Autism in Toddlers, Revised, with Follow-Up (M–CHAT-R/F). Russian translation: Antonina Steinberg & Igor Shpitsberg, 2009; 1 (2): 3–25.

17. Watson L., Crais, E.R. Translating Between Research and Practice in Serving Infants at Risk for ASD. American Speech‐Language‐ Hearing Association: Perspectives on Language Learning and Education, 2013; 20 (1): 4‐13.

18. Solianik M.A., Kidiaeva A.V., Snedkov E.V. Obsledovanie patsienta psikhiatricheskogo profilia: uchebnoe posobie [Examination of a psychiatric patient: a textbook]. 2014; 1 (2): 25–27. (In Russ.)

19. Macferran K., Major N., Fussel J., High P. Differential and Etio-Developed for the Autism Case Training: A Developmental-Behavioral Pediatrics Curriculum. 2011; 21 (1), 34–35. doi: 10.1014/j.jaac.2017.02.014

20. Bashina V.M., Simashkova N.V. Autizm v detstve. Lechenie i reabilitatsiia [Autism in childhood. Treatment and rehabilitation]. M.: Medicine, 1999: 171–206. (In Russ.)

21. Sorokin V.M. Psikhologicheskoe soderzhanie reaktsii roditelei na fakt rozhdeniia bolnogo rebenka [The psychological content of the reactions of parents to the fact of the birth of a sick child]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Bulletin of the St. Petersburg University], 2008; 12 (3): 166. (In Russ.)

22. Eidemiller E.G., Dobriakov I.V., Nikolskaia I.M. Semeinyi diagnoz i semeinaia psikhoterapiia [Family diagnosis and family psychotherapy]. Textbook for doctors and psychologists. 2006; 2 (1): 285–287. (In Russ.)

23. Semenova N.D. Psikhologicheskie faktory v lechenii i reabilitatsii psikhicheski bolnykh: formirovanie motivatsii i spetsialnye motiviruiushchie vozdeistviia [Psychological factors in the treatment and rehabilitation of mentally ill patients: the formation of motivation and special motivating influences]. Psikhologiia i pedagogika sluzhebnoi deiatelnosti [Psychology and Pedagogy of Service Activity]. 2022; 1 (2): 71–78. doi: 10.24412/2658-638Х-2022-1-71-78 (In Russ.)

24. Moiseeva K. E., Kharbediia Sh.D., Alekseev M.A. Nekotorye rezultaty otsenki organizatsii mediko-sotsialnoi pomoshchi invalidam [Some results of the assessment of the organization of medical and social assistance to the disabled]. Territoriia innovatsii [Innovation Territory]. 2017; 4 (8): 105–111. (In Russ.)

25. Moiseeva K. E., Kharbediia Sh.D., Alekseev M.A. Mediko-sotsialnaia kharakteristika invalidov-koliasochnikov i otsenka imi kachestva dostupnoi sredy [Medical and social characteristics of wheelchair users and their assessment of the quality of the accessible environment]. Collection of articles of the international scientific and practical conference. 2017; 12 (3): 39–41. (In Russ.)

26. Maltseva Iu.N., Shmonin E.V., Melnikova E.V. Fenomen «semeinoi invalidnosti» ili depressii u rodstvennikov, ukhazhivaiushchikh za patsientami s ogranichennymi vozmozhnostiami [The phenomenon of «family disability» or depression in relatives caring for patients with disabilities]. Uchenye zapiski Pavlovskogo universiteta [Scientific Notes of the Pavlovsk University]. 2016; 23 (3): 40–43. doi: 10.24884/1607-4181-2016-23-3-40-43 (In Russ.)

27. Dautova K.A., Dikhanbaeva G.A. Problema semei, imeiushchikh detei invalidov [The problem of families with children with disabilities]. Vestnik KZNMU [KZNMU Bulletin]. 2018; 1 (2): 4–5. (In Russ.)

28. McStay R. L., Dissanayake C., Scheeren A., Koot H.M., Begeer S. Parenting stress and autism: the role of age, autism severity, quality of life and problem behaviour of children and adolescents with autism. Autism. 2014; 18 (5): 502–505. doi: 10.1177/1362361313485163

29. Shabanova E.V. Osobennosti sistemy detsko-roditelskikh i supruzheskikh otnoshenii v semiakh, vospityvaiushchikh rebenka s rasstroistvom autisticheskogo spektra [Features of the system of parent-child and marital relations in families raising a child with an autism spectrum disorder]. Vestnik SPBGU [Bulletin of the St. Petersburg State University]. 2013; 12 (3): 5–7. (In Russ.)

30. Plyskina N., Kokhan. S. T., Romanova E.V., Skaliy A., Skaliy D.T. Psychological support for parents raising children with autism spectrum disorder. Revista de Humanidades y Ciencias Sociales, 2020; 7 (4): 227–243.

31. Bardenshtein L.M., Slavgorodskii Ia.M., Molodetskikh A.V., Aleshkina G.A. Osnovy psikhofarmakoterapii [Fundamentals of psychopharmacotherapy]. Textbook for students of higher medical educational institutions. 2018; 1: 83–86 (In Russ.)

32. Shabanova B.A. Osobennosti pedagogicheskoi raboty s detmi s rasstroistvami autisticheskogo spektra v usloviiakh inkliuzivnogo obrazovaniia [Features of pedagogical work with children with autism spectrum disorders in inclusive education]. Vestnik KazNPU im. Abaia, seriia «Spetsialnaia pedagogika» [Bulletin of the Abai KazNPU, series «Special Pedagogy»]. 2021; 1 (64): 1. (In Russ.)

33. Fallah M.S., Shaikh M.R., Neupane B., Rusiecki D., Bennett T.A., Beyene J. Atypical Antipsychotics for Irritability in Pediatric Autism: A Systematic Review and Network Meta-Analysis.J Child Adolesc Psychopharmacol. 2019; 29 (3): 168–180. doi: 10.1089/cap.2018.0115

34. Bartram L.A., Lozano J., Coury D. L. Aripiprazole for treating irritability associated with autism spectrum disorders., Expert Opin Pharmacother. 2019; 20 (12): 1421–1427. doi: 10.1080/14656566.2019.1626825

35. DeVane C. L., Charles J.M., Abramson R.K., Williams J. E., Carpenter L.A., Raven S., Gwynette F., Stuck C.A., Geesey M. E., Bradley C., Donovan J. L., Hall A.G., Sherk S.T., Powers N.R., Spratt E., Kinsman A., Kruesi M.J., Bragg J. E. Jr. Pharmacotherapy of Autism Spectrum Disorder: Results from the Randomized BAART Clinical Trial. Pharmacotherapy. 2019; 9 (6): 626–635. doi: 10.1002/phar.2271

36. Maniram J., Karrim S.B. S., Oosthuizen F., Wiafe E. Pharmacological Management of Core Symptoms and Comorbidities of Autism Spectrum Disorder in Children and Adolescents: A Systematic Review. Neuropsychiatr Dis Trea. 2022; 7 (18): 1629–1644. doi: 10.2147/NDT.S371013

37. Persico A.M., Ricciardello A., Lamberti M., Turriziani L., Cucinotta F., Brogna C., Vitiello B., Arango C. The pediatric psychopharmacology of autism spectrum disorder: A systematic review — Part I: The past and the present. Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. 2021; 30 (110): 110326. doi: 10.1016/j.pnpbp. 2021.110326

38. Poustka L., Banaschewski T., Poustka F. Psychopharmakologie autistischer Störungen [Psychopharmacology of autism spectrum disorders]. Nervenarzt, 82 (5): 582–589. German. doi: 10.1007/s00115-010-3238-7

39. Epifanov V.A. Osnovy reabilitatsii [Fundamentals of rehabilitation]. Moscow: GEOTAR-Media, 2020: 244–270. (In Russ.)

40. Vasiagina N.N., Grigorian E.N., Kazaeva E.A. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty reabilitatsii detei s rasstroistvom autisticheskogo spektra v usloviiakh doshkolnogo obrazovaniia [Psychological and pedagogical aspects of the rehabilitation of children with autism spectrum disorder in preschool education]. Natsionalnyi psikhologicheskii zhurnal [National Psychological Journal]. 2018; 2 (30): 92–101. doi: 10.11621/npj.2018.0210 (In Russ.)

41. Orlova E.A., Chemodanova D. I. Metod analiza verbalnogo povedeniia v obuchenii i psikhologicheskom soprovozhdenii detei s narusheniiami autisticheskogo spektra [A method for analyzing verbal behavior in teaching and psychological support for children with autism spectrum disorders]. Mir nauki, kultury, obrazovaniia [World of Science, Culture, Education]. 2016; 2 (57): 2–3. (In Russ.)

42. Yu Q., Li E., Li L., Liang W. Efficacy of Interventions Based on Applied Behavior Analysis for Autism Spectrum Disorder: A Meta-Analysis. Psychiatry Investig. 2020; 17 (5): 432–443. doi: 10.30773/pi.2019.0229

43. Blazhevich A.V. Spetsifika logopedicheskoi raboty s detmi s rasstroistvom autisticheskogo spektra [The specifics of speech therapy work with children with autism spectrum disorder]. Omskii psikhiatricheskii zhurnal [Omsk Psychiatric Journal]. 2019; 2 (10): 22–24 (In Russ.)

44. Bozhkova E.D., Balandina O.V., Konovalov A.A. Autism Spectrum Disorders: State-of-the-Art. CTM. 2020; 12 (2): 111–116. doi: 10.17691/stm2020.12.2.14

45. Dokukina T.V., Mitiukova T.A., Osipchik S. I., Tukalo M. I., Poluliakh O. E., Grigorieva N.K., Marchuk S.A., Alyko T.N., Lapysh O.M., Trushchenko M.N., Bogdanovich I.P., Korotkevich T.V., Bolgarina L.N. Transkranialnaia magnitnaia stimuliatsiia v lechenii rebenka s autizmom [Transcranial magnetic stimulation in the treatment of a child with autism]. Nevrologiia i neirokhirurgiia. Vostochnaia Evropa [Neurology and Neurosurgery. Eastern Europe]. 2020, 10 (4): 586–596. doi:10.34883/PI.2020.10.4.041 (In Russ.)

46. Gavrilov T.A., Madzhidova Ia.N., Khusenova N.T. Klinicheskaia effektivnost mikrotokovoi refleksoterapii v korrektsii povedencheskikh rasstroistv u detei s autizmom [Clinical efficacy of microcurrent reflex therapy in the correction of behavioral disorders in children with autism]. Vestnik natsionalnogo detskogo meditsinskogo tsentra [Bulletin of the National Children's Medical Center]. 2022, 2 (1): 44–50. (In Russ.)

47. Galiant I.G., Usmanova G.Z. Metod tomatisa kak sredstvo inkliuzivnogo obrazovaniia [Tomatis method as a means of inclusive education]. Pedagogika i psikhologiia. Teoriia i praktika [Pedagogy and Psychology. Theory and Practice]. 2020, 3 (29): 48–50. doi: 10.1002/ajmg.b.31032 (In Russ.)

48. Wermter A.K., Kamp-Becker I., Hesse P., Schulte-Körne G., Strauch K., Remschmidt H. Evidence for the involvement of genetic variation in the oxytocin receptor gene (OXTR) in the etiology of autistic disorders on high-functioning level. Am J Med Genet B Neuropsychiatr Genet.2010; 5; 153B (2): 629–639.doi: 10.1002/ajmg.b.31032

49. Filippova N.V., Kormilitsina A. S. Mozgovoi neirotroficheskii faktor kak biomarker rasstroistv autisticheskogo spektra [Brain-derived neurotrophic factor as a biomarker for autism spectrum disorders]. Biulleten meditsinskikh internet-konferentsii [Bulletin of Medical Internet Conferences]. 2015; 5 (12): 1700–1701. (In Russ.)

50. Skvortsov I.A., Ermolenko N.A. Razvitie nervnoi sistemy u detei v norme i patologii [The development of the nervous system in children in normal and pathological conditions]. MEDpress-inform, 2003: 204–222. (In Russ.)

Расстройства аутистического спектра (РАС), несомненно, представляют собой группу нарушений психического развития со значительными негативными социальными и экономическими последствиями. РАС значительно затрудняют дальнейшую социальную адаптацию, а именно приобретение социальных связей, навыков и необходимой квалификации. Поэтому вопросы распространенности данной патологии в детской популяции, особенностей клинических проявлений у детей, а также связанные с этим задачи лечения и профилактики не теряют своего практического значения в течение многих десятилетий [1, 2]. Распространенность расстройств аутистического спектра продолжает расти; так, по статистике ВОЗ, РАС встречается у каждого 160-го ребенка, по статистике США — у каждого 68-го, а в России диагностика этих расстройств по-прежнему остается недостаточной. По данным 2018 г. в Москве прогнозируемое количество детей с РАС должно было превысить 21 000 детей, однако диагноз был установлен только 2 587 детям [3], то есть примерно 10 % от предполагаемого количества. Но даже установленный диагноз не означает для детей с РАС в России возможность получать адекватную поддержку и вмешательство, поскольку многие диагностические методики не адаптированы для нашей страны, и специалистов катастрофические не хватает. Несмотря на то, что в последние годы ситуация постепенно стала улучшаться, помощь пока получает лишь небольшой процент нуждающихся в ней детей [3].

Понятие «аутистический спектр» было введено в 80-е годы прошлого столетия L. Wing для обозначения заболеваний, сопровождающихся нарушением общения, социального взаимодействия и понимания [4, 5]. Аутистический спектр включает разные в генетическом и клиническом отношении психические расстройства, объединенные признаком нарушенного социального взаимодействия. В 2011 г. специалистами Научного центра психического здоровья РАМН было введено определение «спектр аутистических расстройств» [5]. Специалистам в области детской психиатрии удалось описать детский аутизм как самостоятельное полиэтиологическое заболевание, не родственное эндогенным психозам, оставив за рассматриваемым феноменом, главным образом, функцию нарушения контактов с внешним миром; они сумели радикально отделить его от шизофрении и сделать приложимым к другим, в том числе и органическим расстройствам. Лео Каннер и Ганс Аспергер, описав особые состояния, наблюдавшиеся ими у детей, по-разному понимали и объясняли их природу: от своеобразных психопатий до состояний, близких к шизофрении. Независимо от Л. Каннера и Г. Аспергера, синдром детского аутизма в процессе отграничения его детской шизофрении был описан С.С. Мнухиным [6].

Для Цитирования:
Филиппова Наталья Валерьевна, Барыльник Юлия Борисовна, Камышонкова Мария Алексеевна, Атапина Екатерина Алексеевна, Расстройства аутистического спектра у детей: основные проблемы и пути решения. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: