По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Расставаясь, обрести: к ориентирам «пост-болонского» развития вузовского образования в России

Х.Г. Тхагапсоев доктор философских наук, профессор, Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик
М.М. Яхутлов доктор технических наук, профессор, Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик

Анализируются практикуемые в современной России стратегии и механизмы развития высшего образования в плане их эффективности и адекватности запросам развития страны. Подчёркивается инерционное преобладание в этих стратегиях идейных импульсов радикального либерализма 90-х гг., в том числе — менеджериализма. Ставится вопрос о необходимости корректировки общего курса, целей и механизмов развития отечественного высшего образования с учётом актуализирующихся вызовов — внешних и внутренних. Предлагаются конкретные меры в этом направлении, при этом особое внимание уделено дифференциации стратегий развития учебных заведений, повышению роли демократических механизмов в жизни вуза.

Литература:

1. Третьякова Е.М. Двухуровневое инженерное образование: требования к компетенциям и содержанию образования // Вектор наук Тольяттинского государственного университета. 2011. № 3 (17).

2. Огородова Л.М., Кресс В.М., Похолков Ю.П. Инженерное образование и инженерное дело в России: проблемы и решения // Инженерное образование. 2012. № 11. С. 18–23. URL: https://www.aeer.ru/ files/io/m11/art_3.pdf.

3. Абрамов Р.Н. Менеджериализм и академическая профессия. Конфликт и взаимодействие // Социологические исследования. 2011 № 7 (327). С. 37–47. URL: https://www.isras.ru/ files/File/Socis/2011-7/Abramov.pdf.

4. Варшавский А.Е., Камкина Т.А. Анализ двух основных рейтингов университетов // Прикладная эконометрика. 2011. № 3 (23).

5. Болотов В.А, Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Глобальный агрегированный рейтинг вузов: российский след // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3.

6. Романов Е.В. Оценка эффективности деятельности российских вузов: нужно ли менять парадигму? // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 6.

7. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Опорные университеты — потенциал развития регионов и отраслей // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8–9.

С 1990-х гг. мы постоянно слышали (от наших регулирующих инстанций и части экспертов тоже), что там, в цивилизованном «правильном мире», образование — вне политики, а базовой основой стратегии университета и его этики является Болонская Хартия, впрочем, декларирующая, что «университетский процесс должен быть свободным и интеллектуально независимым от любой экономической и политической власти и ее контроля»1. Однако университетское сообщество «правильного мира» в одночасье отлучило Россию (нас с вами) от Болонского процесса по сугубо политическим мотивам. И в то же время Всемирная торговая организация (ВТО), бытующая почти слитно с политикой, не пошла на подобные меры. Так мы открыли правду о «независимости» образования и университетского сообщества «правильного мира» от политики, оказались заодно свободны и в отношениях с болонской системой, которая уже много лет являет собой предмет разногласий и дискуссий в нашей стране и в обществе. Эту ситуацию, вероятно, можно понимать и трактовать по-разному: как повод огорчиться (у нас есть структуры, всей своей деятельностью завязанные на Болонский процесс), как повод порадоваться (многие изначально считали болонскую систему чуждой российскому вузу: не стало ее, и слава Богу!) и, наконец, как повод призадуматься, в какой мере нам следует походить в образовании на Запад, а значит, оглянуться на себя, на наше образование, его потенциал и историю, на бесконечные и малоуспешные «реформыметания» в попытках «сделать так, как там», что длятся уже три десятилетия. Наше отечественное вузовское образование имеет свою большую и сложную историю, его эффективность не раз испытана временем, а его взлеты порой поражали мир. Президент США Д. Эйзенхауэр в своих мемуарах в связи с запуском нашего первого спутника написал: «Многих американцев, казалось, внезапно охватил страх, что наша оборонная система рассыпалась в прах, но помимо этого… их мучила тревога, что вся наша образовательная система оказалась несостоятельной»2. За этой шоковой реакцией общества и президента США последовал известный доклад комиссии Конгресса «Нация в опасности», в котором признавался факт критического отставания американской системы образования от нашей (советской в ту пору) и намечались серьезные меры по преодолению этой ситуации.

Для Цитирования:
Х.Г. Тхагапсоев, М.М. Яхутлов, Расставаясь, обрести: к ориентирам «пост-болонского» развития вузовского образования в России. Юрист ВУЗа. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: