По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Расширяя пространство: нестандартные подходы в выставочной работе

5 декабря в центральном здании Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля — «Доме Любощинских-Вернадских» открылся необычный выставочный проект «Лицо халата. Тожевыставка», посвященный халату и его роли в русской литературе. Мы поговорили с одним из кураторов проекта — заведующей отделом «Дом-музей Б.Л. Пастернака»[footnote]1[/footnote] Ириной Александровной Ерисановой о подготовительной работе, целом ряде выставочных проектов «Музея Б.Л. Пастернака» и новых подходах к музейному делу.

— Ирина Александровна, не секрет, что зачастую музей — весьма консервативная институция, сотрудники которой по разным причинам привыкают работать по «накатанным рельсам», в том числе и в экспозиционно-выставочном направлении. Есть ли у вас рецепт, как изменить такую ситуацию?

— Сейчас все больше и больше музеев хотят меняться и менять свои подходы к работе. Другое дело, что не всегда понятно, за что браться и как сдвинуть с места такую машину, как профессиональное мнение. Действительно, музейщики — народ весьма строгий, а правила музейной работы вырабатывались на протяжении десятилетий, если не сказать больше. И в какой-то момент мне даже стало казаться, что эти правила словно каменные и совершенно несгибаемые. Конечно, среди них есть абсолютно разумные вещи, но часть давно отжила свое.

Проблема заключается в том, что музей не должен руководствоваться только одной единственной культурной функцией и быть точкой на карте, куда иногда заходят люди, что-то узнают о человеке (если речь идет о мемориальном музее) или о каком-то явлении, зная, что именно там хранятся ведомые или неведомые реликвии и традиции. Подобный подход может привести к эффекту застывания, а люди, чувствуя это, перестают посещать подобные музеи. Другое дело, что необдуманные новации могут дать обратный эффект и музей с легкостью может превратиться в кафешантан или квартиру с «евроремонтом».

Стратегию развития необходимо выстраивать, учитывая невероятное стремление жизни меняться. Музей должен жить.

— Вы руководите мемориальным музеем. Как можно совместить мемориальное пространство и выставочную работу? Каким образом рождается «жизнь музея», о которой вы говорите?

— Конечно, каждый опыт индивидуален и зависит от тех условий, в которых существует музей. В нашем случае — в дачном доме Б.Л. Пастернака в Переделкине2 не было никаких возможностей для создания полноценной выставочной экспозиции, по крайней мере с тем набором требований, которые должны быть. Но однажды мы поняли, что второй этаж веранды, являясь частью мемориального дома, не является мемориальным пространством в полной мере. При жизни домочадцев это пространство было необитаемым, при создании постоянной экспозиции оно попросту оказалось пустым. Это помещение было неотапливаемым, и в нем даже не было электричества.

Для Цитирования:
Расширяя пространство: нестандартные подходы в выставочной работе. Музей. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: