В последние годы интерес к реабилитации у пациентов с установленным диагнозом «рак» возрос в связи с достижениями в области паллиативной помощи и увеличением числа пациентов, которые выживают в течение длительного времени, несмотря на симптомы, вызванные раком, или побочные эффекты, связанные с лечением. Реабилитация может применяться на протяжении всего этапа лечения, от момента постановки диагноза до терминальной стадии, и это подход, который включает в себя психосоциальные и физические аспекты. Ожидается, что реабилитация больных раком станет важным средством поддержки пациентов и их семей и попытки не только сохранить, но и улучшить качество жизни больных на фоне лечения [1].
Меланома, вызываемая злокачественной трансформацией меланоцитов, является одним из самых агрессивных видов рака [2]. Доля меланомы среди онкозаболеваний кожи составляет всего 1%, однако наибольшая смертность зарегистрирована именно среди пациентов с данным диагнозом. Ежегодно в мире выявляются 300 тыс. новых случаев меланомы, 57 тыс. больных умирают [3]. Распространенность заболевания на территории России неуклонно увеличивается и в 2020 г. составила 69,1 на 100 тыс., летальность на первом году с момента установления диагноза — 8,2% [4]. На сегодняшний день существует несколько групп препаратов для лечения меланомы [5]. Химиотерапевтические препараты, длительное время являвшиеся основным терапевтическим агентом для лечения меланомы, не обеспечивали достаточных уровней и длительности ответа [6].
Современные подходы к лечению меланомы кожи основаны на знании о молекулярно-генетических механизмах развития данного заболевания. Важным подходом к лечению является выявление мутации гена BRAF, которая характеризует более агрессивное течение заболевания, чем у BRAF-негативных больных. С 2015 г. в первой линии терапии у пациентов с метастатической или неоперабельной меланомой кожи с мутацией в гене BRAF успешно применяют комбинации ингибиторов протеинкиназы BRAF и MEK [7].
Опухолевые клетки подавляют иммунный ответ (и тем самым повышают свою выживаемость) посредством усиления активности PD-1-связанных взаимодействий [8]. В последнее десятилетие было продемонстрировано, что иммунотерапия, нацеленная на путь запрограммированной смерти 1 (PD-1)/лиганд запрограммированной смерти 1 (PD-L1), обеспечивает долгосрочное улучшение выживаемости у пациентов с широким спектром онкологических заболеваний и изменила парадигму лечения, включая пациентов с меланомой [9]. Механизмы действия иммунотерапии направлены на конкретные механизмы иммунного ответа. Однако на фоне проведения иммунотерапии возникают иммуноопосредованные нежелательные явления, которые представляют собой тканеспецифические дисиммунные воспалительные реакции. Наиболее часто выраженными нежелательными явлениями являются дерматологическая токсичность, гастроинтестинальная токсичность, эндокринопатии, пульмониты, миозиты, неврологические, гематологические иммуноопосредованные нежелательные явления [10]. При применении иммунотерапии избыточное усиление иммунной системы может вызвать аутоиммунное воздействие на нормальные ткани различных органов и систем, что порождает побочные эффекты и выдвигает необходимость незамедлительной коррекции. Для минимизации таких нежелательных последствий были созданы разнообразные реабилитационные схемы, включая использование магнитного поля.