По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Расширение пространства при выборе пути

Татьяна Скобелева отдел сопровождения инклюзивного образования, Наталья Морозова, начальник отдела сопровождения инклюзивного образования, Татьяна Максимченко, начальник организационно-методического отдела;
ГБОУ ВО г. Москва
Ключевые слова:

Сегодня мы не вправе ориентироваться только на потребности регионального рынка труда и возможности личности. Необходимо делать поправку на прогнозные исследования социально-экономического развития региона.

Литература:

1. Лукша П. Атлас новых профессий / П. Лукша, Д. Песков, Е. Лукша и др. — М.: Сколково, 2015. — 288 с. [Электронный ресурс]. — http://atlas100.ru / .

2. Резапкина Г. В. Заметки профконсультанта // Академический вестник. — 2016. — № 4 (22). — С. 4–24.

Вопросы профориентации становятся с каждым годом все более актуальными как для отдельного школьника, выбирающего профессиональную траекторию, так и для выстраивания федеральной и региональной стратегии развития кадрового потенциала.

В условиях быстрого обновления рынка труда, когда на смену традиционным профессиям и специальностям приходят новые, а примеры востребованных на рынке труда в ближайшие 10–15 лет профессий и специальностей будоражат воображение (проектировщик умных материалов, программист электронных «рецептов» одежды и т. п.), выстраивание профориентационной работы особенно ответственно.

Анализ регионального рынка труда Московской области показывает стабильный рост потребности в рабочих кадрах. В 2017 г. потребность в рабочих составила 8082 (около 62 % от кадровой потребности), в специалистах среднего звена — 5090 (около 38 % от общего числа кадровой потребности). Вместе с тем, по данным опросов, уровень ориентации выпускников школ Московской области на получение высшего образования по специальностям, не востребованным на региональном рынке труда, остается стабильно высоким (около 70 %).

Заканчивая образовательное учреждение высшего образования, выпускники все чаще не могут найти работу по специальности. Нередки случаи, когда молодые люди с высшим образованием приходят в учреждения СПО получать рабочие специальности и успешно самореализуются, выстраивая профессиональную карьеру. Преодолеть разрыв между потребностями рынка в кадрах и профессиональным выбором молодежи без повышения эффективности профориентационной работы в регионе не представляется возможным.

Сегодня профориентационная работа строится на основе средового подхода, предполагающего опосредованное управление процессами формирования и развития профессиональных интересов и самоопределений личности. Концептуальной основой средового подхода выступают следующие положения:

• образовательная среда представляет собой совокупность условий и возможностей для профессионального самоопределения;

Для Цитирования:
Татьяна Скобелева, ГБОУ ВО, Расширение пространства при выборе пути. Служба занятости. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: