Вопросы профориентации становятся с каждым годом все более актуальными как для отдельного школьника, выбирающего профессиональную траекторию, так и для выстраивания федеральной и региональной стратегии развития кадрового потенциала.
В условиях быстрого обновления рынка труда, когда на смену традиционным профессиям и специальностям приходят новые, а примеры востребованных на рынке труда в ближайшие 10–15 лет профессий и специальностей будоражат воображение (проектировщик умных материалов, программист электронных «рецептов» одежды и т. п.), выстраивание профориентационной работы особенно ответственно.
Анализ регионального рынка труда Московской области показывает стабильный рост потребности в рабочих кадрах. В 2017 г. потребность в рабочих составила 8082 (около 62 % от кадровой потребности), в специалистах среднего звена — 5090 (около 38 % от общего числа кадровой потребности). Вместе с тем, по данным опросов, уровень ориентации выпускников школ Московской области на получение высшего образования по специальностям, не востребованным на региональном рынке труда, остается стабильно высоким (около 70 %).
Заканчивая образовательное учреждение высшего образования, выпускники все чаще не могут найти работу по специальности. Нередки случаи, когда молодые люди с высшим образованием приходят в учреждения СПО получать рабочие специальности и успешно самореализуются, выстраивая профессиональную карьеру. Преодолеть разрыв между потребностями рынка в кадрах и профессиональным выбором молодежи без повышения эффективности профориентационной работы в регионе не представляется возможным.
Сегодня профориентационная работа строится на основе средового подхода, предполагающего опосредованное управление процессами формирования и развития профессиональных интересов и самоопределений личности. Концептуальной основой средового подхода выступают следующие положения:
• образовательная среда представляет собой совокупность условий и возможностей для профессионального самоопределения;