Юрий Каратаев
Предприниматель, более 15 лет управляющий крупными компаниями в сфере АПК, промышленного производства и международной торговли, член Ассоциации независимых директоров, полуфиналист Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России», обладатель звания «Руководитель года» 2021 и 2022 годов. Он ведет бизнес в Казахстане, Китае и России.
Всемирная глобализация стирает границы в бизнес-пространстве. Международное предпринимательство играет все более важную роль в мировой экономике. Но в то же время, чтобы добиться успехов на глобальном рынке, нужно учитывать множество факторов: культурные различия, языковые барьеры, юридические и налоговые нормы.
Преодолеть эти вызовы поможет правильная стратегия, уверен Юрий Каратаев.
Мы поговорили с Юрием Каратаевым о том, как правильно заходить на международный рынок и добиваться успеха, работая с партнерами в разных странах.
— Юрий, вы давно ведете бизнес в международном пространстве: в Казахстане, Китае и других странах. В чем различие, и сложно ли вести дело на «чужой» территории?
— Важным фактором успеха в международном бизнесе является умение адаптироваться к культурным, языковым, юридическим и другим различиям. Это может включать в себя не только знание языка и понимание местных традиций, но и умение вести бизнес с учетом местных законов и правил делового этикета.
Нужно изучать юридические и налоговые нормы, а также знать особенности ведения бизнес-процессов. Например, европейские компании очень ответственно и скрупулезно относятся к документообороту, поэтому многие процессы затягиваются, а в Китае следует внимательно проверять сопроводительную документацию. При составлении договоров и таможенных документов китайские партнеры часто допускают ошибки, неточности, и приходится многое переделывать.
В Китае очень сильно развит институт посредников-экспортеров. Порой они предлагают гораздо более выгодные условия, чем производители. Но прежде обязательно нужно проверить их репутацию и надежность. Кроме этого, Китай — огромная страна, но существует условное зонирование конкретных товарных кластеров. То есть предприятия, производящие одну группу товаров, размещаются на единой территории, в одной провинции. Например, мебель, нержавеющая сталь, потребительские люксовые товары — это юг страны; бытовая электроника, одежда — восток, продуктовая группа — в основном в центре Поднебесной. Это существенно облегчает поиск поставщиков.