Астеническое состояние — патологическое расстройство, характеризующееся физической и/или психической утомляемостью, снижением активности, нарушением сна, эмоциональной лабильностью, раздражительностью, вялостью и вегетативными симптомами [1]. Астеническое состояние одно из наиболее распространённых функциональных расстройств, оказывающих значительное влияние на здоровье человека. Астенические расстройства отличаются структурным полиморфизмом и всегда ухудшают качество жизни [2, 3].
Различные проявления астении наблюдаются у более половины населения высокоразвитых стран, сопровождая начальные стадии большинства психических и соматических заболеваний [4]. Её распространённость обусловлена высокой урбанизацией, интенсивным ритмом жизни и психоэмоциональными перегрузками, что определяет актуальность изучения данного расстройства.
Особое внимание к астеническим состояниям необходимо в студенческой среде, особенно среди студентов медицинских вузов, испытывающих высокие когнитивные и эмоциональные нагрузки, сталкивающихся интенсивным учебным процессом, большим объёмом информации, необходимостью совмещения теоретической подготовки с клинической практикой, дефицитом сна и хроническим стрессом. Исследования показывают, что у студентов-медиков уровень астении выше, чем в других группах [5–8].
При этом сведения о распространённости и характере астении среди данной категории обучающихся остаются ограниченными, особенно в контексте гендерных различий и связи с хроническими заболеваниями. Изучение выраженности астенических проявлений у студентов-медиков позволит выявить группы риска и послужит основой для профилактических и коррекционных мер.
В ходе исследования было проведено анонимное анкетирование студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава Российской Федерации. В анкетировании приняло участие 296 респодентов, среди них 218 девушек и 78 юношей.
Для выявления признаков астении и ее распространенности использовалась шкала астенического состояния, разработанная Л. Д. Малковой и адаптированная Т. Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника MMPI (Миннесотский многомерный личностный перечень). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния. Вычислялся общий суммарный балл и интерпретировался ключом, приложенным к тесту авторами. В норме результат не должен превышать 50 баллов; результат, превышающий 50 баллов, даёт основание предположить наличие астении.