Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности является отражением тех процессов, которые соответствуют не только развитию экономики, зрелости системы нормативно-правового регулирования, но и тем вызовам, которые встают перед экономическими субъектами в меняющемся мире в условиях конкурентной среды и цифровизации большинства бизнес-процессов.
Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в самом общем виде. В ст. 14 установлено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность включает бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним [1]. Содержание приложений в части дополнительных форм отчетности установлено приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н [2]. Что касается пояснений к отчетности, то их формат (табличный или текстовый), а также содержание определяются организациями самостоятельно. При этом необходимо исходить из требования достоверности и полноты, то есть формирования отчетности исходя из требований, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» определяет необходимость включения в отчетность дополнительных показателей и пояснений [3]. Это требуется в случае недостаточности данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Самостоятельно определяя содержание пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация должна действовать в рамках требований действующей нормативной базы. В большинстве ПБУ, приравненных к федеральным стандартам бухгалтерского учета, содержатся требования к раскрытию отчетной информации по тем или иным объектам бухгалтерского учета. Эти требования являются обязательными и должны соблюдаться экономическими субъектами.
Приказом Минфина России от 27.11.2020 № 287н внесены концептуальные изменения в подходы к содержанию пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Теперь организации вправе самостоятельно ограничивать объем раскрываемой отчетной информации с учетом риска экономических потерь и урона деловой репутации организации [4].