По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 622.692.4

Расчет на прочность магистральных трубопроводов из обетонированных труб для подводных переходов

Подвойский А.О. канд. техн. наук, ОАО «Оргэнергогаз», г. Москва
Решетников А.Д. д-р техн. наук, ОАО «Оргэнергогаз», г. Москва
Крылов П.В. канд. техн. наук, ЗАО «Газпром СтройТЭК Салават», г. Москва
Шарохин В.Ю. ЗАО «Газпром СтройТЭК Салават», г. Москва

Рассмотрены основные положения методики расчета на прочность трубопроводов из обетонированных труб при проектировании подводных переходов через водные преграды. Приведен расчет минимально допустимого радиуса упругого изгиба обетонированного трубопровода.

Литература:

1. Бабин Л.А., Быков Л.И., Волохов В.Я. Типовые расчеты по сооружению трубопроводов. — М.: Недра, 1979. — 176 с.

2. Айнбиндер А.Б. Расчет магистральных и промысловых трубопроводов на прочность и устойчивость: Справочное пособие. — М.: Недра, 1991. — 288 с.

3. Капустин К.Я., Камышев М.А. Строительство магистральных трубопроводов. — М.: Недра, 1982. — 207 с.

4. Камерштейн А.Г., Рождественский В.В., Ручимский М.Н. Расчет трубопроводов на прочность: Справочная книга. — М.: Недра,1963. — 440 с.

5. Коршак А.А., Нечваль А.М. Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов: Учебник для вузов. — СПб.: Недра, 2008. — 488 с.

6. Петров И.П., Спиридонов В.В. Надземная прокладка трубопроводов. — М.: Недра, 1965. — 447 с.

7. Азметов Х.А., Матлашов И.А., Гумеров А.Г. Прочность и устойчивость подземных трубопроводов. — СПб.: Недра, 2005. — 248 с.

8. Бородавкин П.П., Березин В.Л., Шадрин О.Б. Подводные трубопроводы. — М.: Недра, 1979. — 415 с.

9. Шаммазов А.М., Мугаллимов Ф.М., Нефедова Н.Ф. Подводные переходы магистральных нефтепроводов. — М.: Недра-Бизнесцентр, 2000. — 237 с.

10. Левин С.И. Подводные трубопроводы. — М.: Недра, 1970. — 230 с.

11. СП 63.13330.2012. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. — М.: ФАУ «ФЦС», 2012.

12. СП 35.13330.2011. Мосты и трубы. — М.: Центр проектной продукции массового применения, 2011.

13. СП 52–101–2003. Бетонные и железобетонные конструкции без предварительного напряжения. — СПб.: ДЕАН, 2005.

14. СП 52–102–2004. Предварительно напряженные железобетонные конструкции. — М.: НИЦ «Строительство», 2005.

15. СТО Газпром 2–2.2–334–2009. Ремонт и строительство магистральных газопроводов в обводненной и заболоченной местности, на подводных переходах с применением обетонированных труб. — М.: ОАО «Газпром», 2009.

16. Елисеев В.В., Зиновьева Т.В. Нелинейноупругая деформация подводного трубопровода в процессе укладки // Вычислительная механика сплошных сред. — 2012. — Т. 5. — № 1. — С. 70–78.

17. СП 36.13330.2012. Магистральные газопроводы. — М.: ФАУФУС, 2012.

18. Быков Л.И., Мустафин Ф.М., Рафиков С.К. и др. Типовые расчеты при сооружении и ремонте газонефтепроводов. — СПб.: Недра, 2006. — 824 с.

19. Бородавкин П.П., Березин В.Л. Сооружение магистральных трубопроводов. — М.: Недра, 1979. — 407 с.

20. Писаренко Г.С., Яковлев А.П., Матвеев В.В. Справочник по сопротивлению материалов. — Киев: Наукова думка, 1988. — 736 с.

21. Справочник по проектированию магистральных трубопроводов. А.К. Дерцакян, М.Н. Шпотаковский, Б.Г. Волков и др. — Л.: Недра, 1977. — 519 с.

22. НД № 2–020301–003. Правила классификации и постройки морских подводных трубопроводов. — СПб.: Российский морской регистр судоходства, 2012. — 283 с.

При пересечении магистральными трубопроводами водных преград, как правило, строят подводные переходы (ПП). Несмотря на сравнительно небольшую долю ПП в общем объеме магистральных трубопроводов, именно они являются наиболее ответственными элементами.

К надежности и эксплуатационной безопасности ПП предъявляются высокие требования, так как даже незначительные их повреждения могут привести к экологической катастрофе.

Эксплуатация ПП через водные преграды показала, что в основном аварийные ситуации при их строительстве и ремонте возникают в результате потери трубопроводом проектного положения, т. е. происходит его всплытие.

Проектное положение трубопровода обеспечивается различными средствами балластировки — одиночными кольцевыми чугунными или железобетонными грузами и т.д. Наиболее надежным и эффективным способом балластировки являются обетонированные трубопроводы с арматурным каркасом.

Обетонированные трубы позволяют снизить число критических дефектов трубопровода при строительстве и капитальном ремонте, а также исключить смещения балластного покрытия при укладке, например, методом протаскивания.

Теория проектирования магистральных трубопроводов подземного, наземного (в насыпи) и надземного типов изложена в работах [1–7]. Расчеты на прочность и устойчивость ПП рассмотрены в работах [8–10].

Однако нет завершенного и приближенного к инженерной практике расчета на прочность и устойчивость ПП из обетонированных труб, что и обусловливает актуальность данного исследования.

Цели данной работы:

• теоретическое обоснование экстраполяции основных положений расчета железобетонных элементов гражданских, промышленных и гидротехнических сооружений на проектирование бетонных балластных покрытий с арматурой;

• получение формулы минимально допустимого радиуса упругого изгиба из условия ограничения ширины нормальной поперечной трещины в растянутой зоне балластного покрытия;

• получение формулы предельной ширины раскрытия трещины;

Для Цитирования:
Подвойский А.О., Решетников А.Д., Крылов П.В., Шарохин В.Ю., Расчет на прочность магистральных трубопроводов из обетонированных труб для подводных переходов. Конструкторское Бюро. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: