Одной из значимых проблем современного молочного животноводства является повсеместное снижение воспроизводительной способности и плодовитости высокопродуктивных коров [5]. Оно связано, как правило, с функциональными расстройствами яичников, развивающимися после родов. Эти расстройства чаще всего проявляются в виде гипофункции гонад, а клинически регистрируются в форме супрессии овофолликулогенеза, задержки восстановления их овуляторной функции и ациклией.
Исследованиями многих авторов [1–3] установлено, что проявление данной патологии среди новотельных коров может достигать 12,6–50 %.
Проявление овариальной недостаточности у коров сопровождается увеличением продолжительности бесплодия и снижением потенциала плодовитости и молочной продуктивности животных [2].
Основной гипотезой нарушения функциональной активности яичников у высокопродуктивных коров после родов принято считать неблагоприятные сдвиги в метаболическом, иммунном и эндокринном гомеостазе их организма, вызываемые отрицательным энергетическим балансом, формирующимся с началом лактации и не компенсируемым в полном объеме за счет поедаемых кормов [1].
Известен способ прогнозирования нарушений репродуктивной функции у коров после отела, основанный на определении в крови концентрации метаболита липидного обмена β-гидроксибутирата. При показателях его концентрации более 1,2–1,4 мМоль/л прогнозируют задержку овариальной активности и снижение фертильности животных. Чувствительность метода составляет 85–96 % и спе цифичность – 94–98 % [4].
Имеющиеся данные по ранней диагностике гипофункции яичников у высокопродуктивных молочных коров недостаточно освещены. Это вызывает необходимость дальнейших исследований по совершенствованию алгоритмов ранней диагностики овариальной дисфункции.
Цель настоящей работы – оценка изменений в крови высокопродуктивных молочных коров показателей антимюллерового гормона (АМГ) в динамике послеродового периода при восстановлении и депрессии овуляторной функции яичников, направленная на получение новых знаний о патологических механизмах формирования послеродовой овариальной недостаточности и разработку информативного биологического маркера ранней диагностики гипофункции яичников.