В настоящее время информационные технологии получили широкое распространение во всех областях науки, жизни и экономики. Информационные технологии активно внедряются на предприятиях и в организациях для различных нужд, в том числе в области управления организацией и персоналом, привносят изменения в формат социально-трудовых отношений, и, в частности, оказывают влияние на формы занятости. Данный синергетический эффект в свою очередь существенно видоизменяет саму сущность социально-трудовых отношений, изменяет механизмы оценки эффективности труда и его стимулирования, которые также носят инновационный и информационный аспекты, и на данный момент оцениваются исследователями как малоизученные.
Высокую роль современных информационных и телекоммуникационных технологий и их влияние на новые формы организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом отмечали и ранее в ряде научных трудов и исследований. К примеру, в диссертации Кветного Л.М. на тему «Развитие дистанционных форм занятости в современной мировой экономике» подчеркнута роль информатизации: «Информационная революция, которая включает в себя и революцию коммуникаций, создает материальную основу для дистанционных форм общения, обучения и занятости» [1] .
Среди терминов, встречающихся в источниках, активно используются следующие: телеработа, дистанционная занятость, фриланс, краудсорсинг, надомники. Все указанные формы занятости можно назвать дистанционными, и им можно дать определение как нетипичному виду занятости, направленному на выполнение должностных обязанностей вне офиса компании.
Григорьев И.Е. в своей диссертационной работе «Рынок труда и механизмы его регулирования в условиях формирования новой экономики» [2] считает, что «к нетипичной занятости обычно относят такую организацию труда, которая не обеспечивает полной занятости» и относит к таковым:
1. Работа на условиях неполной занятости (part-time work).
2. Срочная (fixed-term) или краткосрочная (short-time).