«Задача всякого работающего в искусстве непрерывно повышать в себе и в других уровень эстетической восприимчивости».
(П.П. Муратов [10. С. 486])
Изделия традиционных народных художественных промыслов в том виде, в каком они представлены в музейных собраниях в настоящий момент — как произведения высокого художественного уровня, образцы совершенного исполнительского мастерства их создателей, обладающие глубоким духовным содержанием, — стали восприниматься лишь во второй половине XIX в. Во многом это произошло благодаря активной гражданской позиции В.В. Стасова, который именно в предметах русского традиционного прикладного искусства видел высший уровень проявления национальности, духа народа, его вкуса, таланта [11]. Призывая к изучению многообразия подлинных предметов крестьянского быта, созданных с использованием различных художественных техник обработки материалов, он поддерживал и начинания передовой части русской интеллигенции в стремлении к сохранению и развитию традиционных народных художественных промыслов, формированию первых музейных и частных коллекций предметов бытового уклада.
Одним из знаменательных событий в истории собирания и изучения произведений художественных промыслов стало создание Кустарного музея в Москве (1882) и организация Музея памяти императора Александра III в Санкт-Петербурге (1898). Впоследствии часть собрания этнографического отдела второго музея стала базой для формирования коллекции отдела художественных ремесел (народного искусства) Государственного Русского музея.
Именно экспозиция народного искусства в Государственном Русском музее является той площадкой, на которой происходит воспитание личности и профессиональной культуры будущего художника традиционного прикладного искусства в Высшей школе народных искусств (академии) в рамках освоения теоретических профессиональных дисциплин. Одна из них — курс теории и истории традиционного прикладного искусства.