Безусловно, в компании может быть внедрена система оценки потенциальных покупателей, но в конкретных ситуациях она становится достаточно гибкой. Менеджеры и руководство идут на уступки контрагентам, что может приводить к накоплению дебиторской задолженности.
На нее можно смотреть в положительном ключе, поскольку это потенциальные деньги компании. Но базировать на ней управленческие решения опасно. Это не живые деньги компании, она их может вообще не получить. При игнорировании проблемы дебиторской задолженности компания может попасть в ситуацию отрицательного платежного баланса: кредиторская задолженность будет выше дебиторской, которую еще надо получить. В данном случае можно вести речь о финансовой неустойчивости компании.
Задержки погашения дебиторской задолженности могут привести к невозможности обслуживания собственного долга компании перед поставщиками и банками. Это отрицательно скажется на репутации, что будет иметь долгосрочные последствия.
Проблемы с реальными деньгами могут привести к задержкам оплаты налогов, что повлечет за собой неприятное общение с налоговым органом.
В конечном итоге компания вынуждена будет предпринять активные действия по взысканию задолженности, что потребует необходимости нести расходы на оплату госпошлины и оплату представителя в суде (если отсутствует штатный юрист). При этом присужденные деньги необходимо еще получить. Если же контрагент испытывает финансовые трудности, то реально получить деньги может вообще не получиться.
В настоящий момент законодательство позволяет сторонам установить момент перехода права требования, поэтому кредитор должен максимально точно его определить с учетом возникновения обязанности по его оплате.
Если она уже накопилась, то целесообразно обеспечить ее контроль и внедрить комплексный подход к процедуре ее взыскания или по уменьшению ее размера.
1. Подтверждение задолженности
Крайне важный этап работы, игнорирование которого исключит возможность взыскания задолженности. Собственно говоря, компания должна заботиться о подтверждении на протяжении всего периода сотрудничества с контрагентом.