По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.362.322

Рабочие органы плугов общего назначения для основной обработки почвы

Миронов Д. А. канд. техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, 109428, Российская Федерация, Москва, 1-й Институтский проезд, д. 5. E-mail: mironov-denis87@mail.ru
Лискин И. В. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, 109428, Российская Федерация, Москва, 1-й Институтский проезд, д. 5. E-mail: mironov-denis87@mail.ru
Сидоров С. А. д-р техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, 109428, Российская Федерация, Москва, 1-й Институтский проезд, д. 5. E-mail: mironov-denis87@mail.ru
Костомахин М. Н. канд. техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, 109428, Российская Федерация, Москва, 1-й Институтский проезд, д. 5. E-mail: mironov-denis87@mail.ru

Показано, что в настоящее время все большее применение находят плужные рабочие органы для подрезания почвенного пласта составных конструкций. Разработаны новые составные рабочие органы для отечественных плугов, проведены полевые эксплуатационные испытания и анализ результатов эксплуатации опытных рабочих органов с накладным долотом в почвенно-климатических условиях, характерных для зоны центральных регионов России. Изготовлена партия опытных новых рабочих органов. Применена перспективная сталь, имеющая предел прочности после термообработки более 1580 МПа. Повышена износостойкость лезвия остова и долота упрочнением твердым сплавом методом плазменной наплавки. Разработано накладное выдвигающееся долото, повышающее ресурс рабочего органа дополнительно на 25–40 %. Достигнута улучшенная (в плане снижения удельных нагрузок) геометрия лезвийной части созданием криволинейной поверхности лицевой стороны остова эвольвентного типа. Показано, что на различных типах почв опытные лемеха превзошли по ресурсу серийные от 2 до 4 раз и более. Установлено, что наиболее металлоемкая и дорогостоящая часть рабочего органа, остов, в большинстве случаев при общей предельной наработке всего изделия имеет работоспособное состояние, и для дальнейшей эксплуатации у него достаточно заменить более дешевое сменное долото, тогда как при достижении предельного состояния любой части серийного цельного рабочего органа необходимо менять всю деталь. Показано, что преимущество опытных рабочих органов с накладным долотом перед серийными составляет по износу на средних почвах твердостью до 3,2 МПа в 1,8–2,2 раза, на тяжелых твердостью более 4 МПа в 2,5–4 раза, причем на долю поломок у серийных изделий приходится до 70 % отказов, у опытных — не более 10 %. Предельным состоянием на каменистых почвах у серийных изделий являлись в основном поломки и деформации.

Литература:

1. Лобачевский Я. П., Панов А. И., Панов И. М. Перспективные направления совершенствования кон струкций лемешно-отвальных плугов // Тракторы и сельхозмашины. — 2000. — № 5. — С. 12–18.

2. Лобачевский Я. П., Лискин И. В., Сидоров С. А., Миронов Д. А., Курбанов Р. К. Разработка и технология изготовления почвообрабатывающих рабочих органов // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2016. — № 4. — С. 3–8.

3. Лискин И. В., Миронов Д. А., Панов А. И., Горбачев И. В. Лемеха с накладным долотом для плугов общего назначения // Сельский механизатор. — 2016. — № 11. — С. 14–15.

4. Измайлов А. Ю., Лобачевский Я. П., Сидоров С. А., Хорошенков В. К., Лужнова Е. С., Миронов Д. А., Зайцев А. И., Родионова И. Г., Павлов А. А., Амежнов А. В. Использование биметаллических сталей для повышения ресурса рабочих органов сельскохозяйственных машин // Вестник российской сельскохозяйственной науки. — 2013. — № 2. — С. 80–81.

5. Лискин И. В., Миронов Д. А., Сидоров С. А. Равновесие плуга в продольно-вертикальной плоскости // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2014. — № 6. — С. 41–46.

6. Мамедова Л. В., Сизов О. А. Гладкая вспашка: времени меньше, производительность выше // Сельский механизатор. — 2007. — № 5. — С. 18–19.

7. Zein A. M. Eldin and Abdurachman Al-Janodi. Soil-tillage tool interaction analyses (1) eff ect of tool parameters on soil-tillage tool interaction // Agricultural of Engineering. — 1995. — Vol. 12. — № 3. — Р. 394–411.

8. Миронов Д. А., Лискин И. В., Сидоров С. А. Влияние геометрических параметров долота на тяговые характеристики и ресурс лемехов отечественных плугов // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2015. — № 6. — C. 25–29.

В настоящее время все большее применение находят рабочие органы плугов составных конструкций [1]

В ФГБНУ ФНАЦ ВИМ разработаны новые рабочие органы для отечественных плугов с накладным долотом [2], которые по работоспособности не уступают европейским аналогам.

В 2017 и 2018 гг. в ФГБУ «Владимирская МИС» и ряде хозяйств Московской и Тульской областей проводились эксплуатационные полевые испытания опытных новых плужных рабочих органов [3].

Цель исследований — анализ результатов эксплуатации опытных рабочих органов с накладным долотом в почвенно-климатических условиях, характерных для основных пахотнопосевных зон центральных регионов России.

Для изготовления опытных лемехов в качестве основного материала использовали кремниво-марганцевистую хромистую сталь, применяемую в промышленном производстве, имеющую в термообработанном состоянии предел прочности более 1580 Мпа [4]. Для увеличения износостойкости лезвия остова и долота их упрочняли твердым сплавом с тыльной стороны методом плазменной наплавки [5].

Кроме того, достигшее предельного состояния по вылету накладное долото можно было выдвинуть вперед, для чего предусматривались два дополнительных отверстия на остове лемеха. При этом ресурс долота увеличился дополнительно на 20–45 %.

Базой для сравнения служил серийно выпускаемый цельный лемех с наплавкой лезвия марки П 702.

Конструктивно все испытываемые варианты лемехов должны были обеспечивать необходимую заглубляющую способность при вспашке [6], иметь тяговые характеристики, в частности общее тяговое сопротивление плуга, не превышающее сопротивление плуга, укомплектованного серийными лемехами более чем на 10 % в начальный период эксплуатации [7].

Улучшенная геометрия лезвийной части была достигнута созданием криволинейной поверхности лицевой стороны остова в виде эвольвенты [8] (рис. 1), которая проходила в направлении от первого крепежного отверстия до бороздного обреза на всех конструкциях опытных лемехов. При этом угол установки лемеха к дну борозды в сечении, перпендикулярном спинке и проходящем через первое крепежное отверстие, составил 42–44°, а через последнее — 21–23°.

Для Цитирования:
Миронов Д. А., Лискин И. В., Сидоров С. А., Костомахин М. Н., Рабочие органы плугов общего назначения для основной обработки почвы. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: